x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад об итогах практической деятельности Управления за 9 месяцев 2018 года на территории Волгоградской области

В целях исполнения поручения открытого правительства по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации идеалов и принципов «открытого правительства» мы проводим публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и заслушаем доклады о практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – Управление) по итогам 9 месяцев 2018 г. на территории Волгоградской области.

Управление является участником реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности». В рамках работы по открытости Управлением разработаны проекты публичной Декларации целей и задач Управления, утверждены планы по реализации концепции открытости Управления, по реализации мероприятий в области открытых данных на 2017-2019 гг.

В целом реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности предполагает реформу государственного контроля и надзора по нескольким важнейшим направлениям.

Одним из шагов реформы стало решение об освобождении субъектов малого предпринимательства от плановых проверок, так называемые надзорные каникулы.

С учетом этого проект плана проверок Управления на 2018 год включает в себя 340 проверок, это на 77 % меньше, чем запланировано проверок на 2017 год.

Еще одно важное изменение ФЗ № 294-ФЗ, это статья 8.1, предусматривающая применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. В настоящее время Управлением с учетом риск-ориентированного подхода осуществляются земельный надзор и лицензионный контроль.

В отчетном периоде специалистами Управления пресечено 1091 правонарушение и составлено 128 материалов контрольно – надзорных мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 13 млн. 589,2 тыс. руб. По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 102 постановления о вынесении предупреждения.

Привлечено к административной ответственности 1189 субъектов, в том числе: 425 юридических лиц, 351 индивидуальный предприниматель, 176 должностных лица, 237 граждан.

В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 246 предписаний, внесено 141 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

По фактам выявленных нарушений 182 дела направлено в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Количество оформленных фитосанитарных документов за 9 месяцев 2018 года на территории Волгоградской области:

  • 54 336 карантинных сертификата
  • 6 103 фитосанитарных сертификата.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности на территории области выдано 8 лицензий (1 переоформлена).

В целях освещения деятельности Управления на территории области выпущено 958 публикаций (электронные СМИ – 893, печатные СМИ – 47, телевидение – 17, радио - 1).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора

Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление), в соответствии с возложенными на него полномочиями, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Работа по организации и проведению государственного земельного надзора в Управлении осуществляется в соответствии с установленными правилами и нормами, направленными на снижение административного давления на хозяйствующие субъекты и повышение результативности проводимых мероприятий.

С учетом реформы контрольно-надзорной деятельности проверочные мероприятия проводятся с учетом применения риск-ориентированного подхода.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, которые определяют осуществление государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода; предусматривается разделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на категории риска.

Отнесение земельных участков к категориям риска (а равно изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя ТУ РСХН.

Проведение Россельхознадзором плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в ТУ РСХН о присвоенных земельным участкам категориям. Также, субъект может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.

За 9 месяцев 2018 года на территории Волгоградской области всего присвоено категорий риска земельным участкам 289, из них: среднего риска – 190, умеренного риска – 96, низкого риска – 3.

Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.

Большое значение приобретает профилактика нарушений обязательных требований, в основную задачу которой входит формирование у субъектов единого понимания обязательных требований земельного законодательства.

Субъекты в сфере государственного земельного надзора должны знать и понимать, что земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом и подлежат особой охране.

Одним из важных условий, обеспечивающих рост производства сельскохозяйственной продукции, является эффективное использование земельных ресурсов, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, и сельхозтоваропроизводителям особое внимание следует уделять их качественному использованию.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - № 294-ФЗ) продолжается тенденция снижения доли плановых проверок, а также проводится активная работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства.

С целью минимизации нарушений обязательных требований Управлением реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение и сокращение нарушений в области государственного земельного надзора. При получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований Управлением выдаются предостережения (в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. За отчетный период на территории Волгоградской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Далее остановимся на основных видах правонарушений, совершаемых подконтрольными субъектами в отношении земель сельскохозяйственного назначения:

  • неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;
  • повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.

За неиспользование земель в течение 3-х и более лет за рассматриваемый период 2018 года вынесено 7 постановлений по делам об административных правонарушениях на общую сумму 215,0 тыс. руб. В рамках имеющихся полномочий специалистами Управления выдано 16 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Признаки неиспользования земельного участка установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Управлением проведены внеплановые проверки по исполнению ранее выданных предписаний, в ходе которых 12 предписаний было не исполнено.

Налоговым Кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.06.2014) в соответствии с п.1 ст. 394 предусмотрено повышение налоговой ставки при исчислении земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

В УФНС по Волгоградской области за рассматриваемый период направлено 90 материалов для применения повышенной ставки земельного налога за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

За 9 месяцев 2018 года выявлено 11 случаев незаконного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на общей площади 21,16 га, в том числе 1 случай на площади 4 га при разработке карьера и добыче полезных ископаемых.

В 2018 году Управлением направлено 4 исковых заявления об обязании восстановить нарушенное состояние почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения путем проведения рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом:

  • В отношении юридического лица Арбитражным судом Самарской области вынесено решение о возмещении ущерба почве, как объекту окружающей среды, на сумму 2 млн. 496 тыс. руб. и проведением рекультивации нарушенных земель собственными силами на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель.
  • В отношении юридического лица вынесено решение о возмещении ущерба почве, как объекту окружающей среды, на сумму 2 млн. 050 тыс. руб. и проведением рекультивации нарушенных земель собственными силами на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель.
  • В отношении физического лица Иловлинским межрайонным Следственным отделом СУ СК России по Волгоградской области вынесено решение о возмещении ущерба почве, как объекту окружающей среды, на сумму 19 млн. 200 тыс. руб. и проведением рекультивации нарушенных земель собственными силами, на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель.
  • В отношении физического лица в Светлоярском районном суде Волгоградской области (удовлетворен в полном объеме).

Хотелось бы отметить, что в случае порчи почвы, а также перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями (вскрышными породами, отходами производства и потребления), производится расчет ущерба, согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» № 238 от 08.07.2010.

Должностными лицами Управления проведены административные расследования в отношении обществ с ограниченной ответственностью, поводами к возбуждению которых стали обращения граждан, направленные в адрес Управления по вопросам нарушения действующего законодательства, а именно о незаконном снятии и перемещении плодородного слоя почвы в Николаевском районе.

В отчетном периоде специалистами Управления выявлено 39 несанкционированных свалок и множество очагов захламления отходами производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 22,56 га. На территориях муниципальных образований в Михайловском, Городищенском, Светлоярском, Николаевском и других районах области.

Пунктом 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно вышеуказанным нормам закона на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться свалки, так как указанные земли предназначены для нужд сельского хозяйства. Невыполнение землепользователями, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель, влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КРФ об АП.

В части нарушений в области мелиорации земель должностными лицами Управления по Волгоградской области выявлены факты повреждения полезащитных лесных полос, защищающих посевы сельскохозяйственных растений от вредоносных ветров и регулирующих поверхностный сток. Ответственность за данный вид правонарушения предусмотрена ч.2 ст.10.10 КРФ об АП, по которой вынесено 2 постановления на сумму штрафа 22 тыс. рублей.

Статьей 29 ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Специалистами Россельхознадзора на территории Волгоградской области при проведении контрольно-надзорных мероприятий за 9 месяцев 2018 года отобрано 326 почвенных образцов с общей площади 649,28 га земель сельскохозяйственного назначения, из них: на агрохимические показатели - 130 образцов отобрано с площади 629,87 га с целью осуществления контроля уровня плодородия почв и 196 образцов отобрано на эколого-токсикологические показатели с площади 19,41 га.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого становится использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли, определенных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, в ходе осуществления государственного земельного надзора за 9 месяцев 2018 года сотрудниками Управления на территории Волгоградской области проведено 345 контрольно-надзорных мероприятий соблюдения требований земельного законодательства, из них: 58 плановых выездных проверок; 39 внеплановых выездных проверок; 71 плановый (рейдовый) осмотр; 160 проверок по факту обнаружения, 10 совместных проверок с правоохранительными органами, 7 административных расследований.

По результатам проведенных мероприятий выдано 28 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 252 протокола об административном правонарушении, вынесено 170 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Общая проконтролированная площадь земель по результатам проведенных контрольно - надзорных мероприятий составила 109 тысяч 445 гектар.

Общая сумма наложенных штрафных санкций за 9 месяцев 2018 года составила 5802,5 тыс. рублей.

Учитывая количество выявленных правонарушений, считаем необходимым довести до сведения землепользователей требования, которые являются обязательными при использовании земель сельскохозяйственного назначения:

  1. Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и разрешенным использованием (ст. 7 ЗК РФ);
  2. Использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ст. 42 ЗК РФ).
  3. Проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (ст. 13 ЗК РФ).
  4. Сохранять достигнутый уровень мелиорации земель (ст. 13 ЗК РФ).
  5. Проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения (ст. 13 ЗК РФ).
  6. Не допускать загрязнение почв химическими веществами, микроорганизмами и отходами производства и потребления (ст. 13, 42 ЗК РФ).
  7. Не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв (ст. 13, 42 ЗК РФ).
  8. Проводить работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и осуществлять раскорчевку списанных многолетних насаждений (Постановление Правительства РФ № 369).
  9. Проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13 ЗК РФ, ст. 1, 8 ФЗ-№ 101).

Также, должностными лицами Управления в сфере земельного надзора по Волгоградской области за 9 месяцев 2018 года составлено 75 протоколов об административных нарушениях, которые направлены в соответствии с компетенцией для рассмотрения в суды общей юрисдикции: за невыполнение в срок предписания федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор (ч. 25 ст.19.5 КФР об АП); за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной статьей (ч. 26 ст.19.5 КРФ об АП); за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (по ст. 19.6 КРФ об АП); ст. 19.7 КРФ об АП за непредставление сведений (информации); за уклонение от исполнения административного наказания, неуплаты административного штрафа (по ч.1 ст.20.25 КРФ об АП).

Одним из эффективных способов вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот является профилактика нарушений обязательных требований. Вовлечено в сельскохозяйственный оборот 2241,44 га. С целью донесения до землепользователей требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в 2018 году запланированы и проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики Управления.

Также, в рамках организации работы по пресечению и недопущению совершения нарушений, требований земельного законодательства, сотрудники отдела земельного надзора принимали участие в совещаниях, конференциях, семинарах по вопросам разъяснения обязательных требований земельного законодательства.

Специалисты приняли участие в 46 совещаниях и семинарах по вопросам осуществления земельного надзора.

Информация о результатах проведения государственного земельного надзора, а также о деятельности отдела и об актуальных изменениях земельного законодательства размещается на сайте Управления www.rsn-rostov.ru.

За разъяснениями по возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел земельного надзора по телефону 8(8442)23-24-55 в Волгограде, 8(863)262-32-70 в Ростове-на-Дону, или в письменной форме в Управление Россельхознадзора по адресу: 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, 214 «А».

В заключении следует отметить, что в настоящее время землям сельскохозяйственного назначения уделяется огромное внимание на всех уровнях власти.

Земли сельхозназначения должны быть в сельскохозяйственном обороте, использоваться и давать урожаи ежегодно.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора.

В рамках наделенных полномочий в сфере внутреннего ветеринарного надзора Управлением за 9 месяцев 2018 года на территории Волгоградской области проведена 301 проверка хозяйствующих субъектов по соблюдению ими требований законодательства РФ в сфере ветеринарии, из них 6 плановых, 249 внеплановых и 46 с прокуратурой.

По фактам выявленных нарушений составлен 491 протокол об административных правонарушениях, выдано 167 предписаний об устранении выявленных нарушений, внесено 3 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Общая сумма наложенных штрафов составила 4 272,0 тыс. рублей.

В отношении государственного ветеринарного надзора также предусмотрен риск-ориентированный подход при осуществлении проверочных мероприятий; Правительством подготовлен проект постановления, утверждающий критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Применение риск-ориентированного подхода должно обеспечить снижение нагрузки на предпринимателей и в то же время более эффективный контроль.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности за 9 месяцев 2018 года на территории Волгоградской области выдано 8 лицензий (1 переоформлена).

В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предприятий, осуществляющих содержание и разведение сельскохозяйственных животных, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Не обеспечено ограждение ферм, препятствующее бесконтрольному проходу посторонних людей и животных.
  2. Отсутствуют или не функционируют дезинфекционные барьеры, санитарные пропускники.
  3. Не всё поголовье животных подвергается обязательным ветеринарным обработкам.
  4. Нарушаются правила обращения с биологическими отходами, а именно они закапываются в землю или вывозятся на свалки.
  5. На птицеводческих предприятиях не обеспечена защита от контакта с синантропной птицей.

Это все может привести к возникновению в хозяйстве заразных, в том числе особо опасных болезней животных и птицы.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена частями 1 и 2 ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение правил обращения с биологическими отходами – ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы оно гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.

Дезинфекционный барьер должен располагаться при въезде на территорию фермы, и иметь навес, длина дезбарьера – 9 м по зеркалу дезраствора. Заправка дезбарьера должна осуществляться периодически по мере расхода дезсредства.

Санитарный пропускник должен располагаться при входе на территорию фермы. В нем должны быть созданы условия для переодевания людей, принятия душа, стирки спецодежды.

Все поголовье животных, в зависимости от возраста, в обязательном порядке должно предоставляться ветеринарным специалистам для проведения обязательных ветеринарных обработок, включающих в себя диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, а также профилактические вакцинации.

В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, уничтожение биологических отходов должно осуществляться на утильзаводе, в скотомогильнике, соответствующем установленным требованиям, или путем сжигания в присутствии ветеринарного специалиста.

В помещениях для содержания птицы необходимо оборудовать защитные сетки либо иные приспособления, препятствующие проникновению синантропной птицы.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, осуществляющих убой сельскохозяйственных животных и птицы, переработку мясной продукции, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Отсутствуют, либо не оборудованы должным образом, места для предубойного содержания животных.
  2. Допускается пересечение путей ввода животных и вывоза готовой продукции.
  3. Настенные и напольные покрытия не обеспечивают возможность проведения тщательной мойки и дезинфекции.
  4. Не оборудованы должным образом места ветеринарного контроля.
  5. Не осуществляется система контроля качества, основанная на принципах ХАССП.
  6. К убою допускаются животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы.
  7. Нарушаются правила маркировки выпускаемой мясной продукции.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил на предприятиях по убою животных и проработке мяса предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение требований технических регламентов – ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции» на предприятиях, осуществляющих убой животных, должно быть оборудовано место для предубойной выдержки животных, где будет осуществляться предубойный ветеринарный осмотр.

На убойном предприятии не должны пересекаться «грязные» и «чистые» пути, т.е. пути ввода животных, вывоза боенских отходов и продуктов убоя.

Настенные и напольные покрытия должны быть выполнены из гладких стойких к агрессивной среде материалов, позволяющих производить их качественную мойку и дезинфекцию.

Для ветеринарного осмотра продуктов убоя на контрольных точках, предусмотренных ХАССП, должны быть оборудованы места со специальным освещением. Контрольные точки устанавливаются программой, утвержденной руководителем предприятия.

Животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы, не допускаются к приему на боенское предприятие. При поступлении таких животных необходимо информировать государственную ветеринарную службу для принятия решения об их дальнейшем использовании.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, хранение и реализацию продукции животного происхождения, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.
  2. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без маркировки, предусмотренной действующим законодательством.
  3. Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо:

  • принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;
  • не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристиках продукции;
  • Тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.

Оформление ВСД осуществляется при:

производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ВСД на подконтрольные товары, при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России № 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 647, могут осуществлять аттестованные для этой цели специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 646, могут осуществлять уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - организации), и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - индивидуальные предприниматели).

До 01.07.2018 ветеринарные сопроводительные документы оформлялись как в электронном виде, так и на бумажном носителе, а с 01.07.2018 – обязательно в электронном виде.

Также, в целях недопущения возникновения АЧС среди диких кабанов, Управлением запланированы проверки деятельности охотопользователей региона. По результатам ранее проведенных проверок выявлены нарушения требований «Ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней», утв. Приказом Минприроды России от 10.11.2010 №491, не проводятся дезинфекции разделочной площадки, подкормочных площадок для диких животных, корма для подкормки диких животных без ВСД, что может привести к возникновению и распространению опасных заболеваний животных, в том числе возникновению АЧС среди диких кабанов.

Нужно отметить, что основным распространителем АЧС являются личные подсобные хозяйства, которые работают бесконтрольно. Однако, без нормального контроля за производимой мясной продукцией, распространителями АЧС были и мясоперерабатывающие предприятия. Так, в 2012 году подсобным хозяйством ФСИН России по Краснодарскому краю инфицированная продукция была направлена в 9 субъектов, в 2014 году предприятием Тульской области инфицированная продукция была направлена в 5 субъектов, в 2015 году от Великолукского мясокомбината в 17 субъектов, в 2016 году Лыткарский мясокомбинат Московской области инфицированную продукцию отправил в 31 регион.

С целью защиты крупных предприятий от ограничительных мер при возникновении АЧС Россельхознадзором проводится компартментализация хозяйствующих субъектов. Определение зоосанитарного статуса предприятий было принято с целью саморегуляции потоков продукции для бизнес сообщества по принципу биологической защищенности и подразделяются на относительно безопасные (III и IV) и относительно опасные (I, II). Управлением за отчетный период проведено 12 обследований предприятий хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Волгоградской области, на предмет соответствия 3 компартменту (1 не соответствует и 7 соответствуют) и 4 компартменту (3 не соответствуют и 1 соответствует).

Одним из эффективных механизмов осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов является проведение лабораторного мониторинга.

В соответствии с «Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000г. № 883, мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.

Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.

Начиная с 2007 года Россельхознадзором ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения.

В рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, а также государственного задания по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, в том числе усиленного лабораторного контроля, специалистами Управления на территории Волгоградской области за 9 месяцев 2018 года отобрано 713 проб пищевой продукции. Исследования проводились на безвозмездной для хозяйствующих субъектов основе, в том числе; за счет средств федерального бюджета.

Из 713 образцов несоответствие выявлено в 87: в 25 образцах мяса (мясопродуктов), в 3 образцах корма, в 5 образцах меда, в 11 образцах молочной продукции выявлено несоответствие по микробиологическим показателям, в 8 образцах молочной продукции выявлено содержание антибактериальных средств, в 35 образцах молочной продукции установлена фальсификация жирами немолочного происхождения (сухим молоком).

Фальсификация молочной продукции жирами немолочного происхождения допускалась некоторыми производителями Волгоградской области.

Нужно понимать, что фальсификацией продукции занимаются молокопереработчики в связи с большой конкуренцией и с целью резкого удешевления продукции (в среднем на 50%).

В соответствии с действующими требованиями технических регламентов Таможенного Союза, если при изготовлении продукции используются жиры немолочного происхождения, такая продукция должна называться не молочной, а молокосодержащей. Информация о наличии жиров немолочного происхождения должна указываться на маркировке.

Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 14.43 и 14.44 КоАП РФ, а также приостановление действия декларации соответствия.

В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения выявляются следующие типовые нарушения установленных требований:

  1. Осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии.
  2. Нахождение в обращении контрафактных (не зарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств).
  3. Нарушение условий хранения лекарственных средств.
  4. Нахождение в обращении лекарственных средств с истекшими сроками годности.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется.

Лицензию на розничную торговлю на территории Волгоградской области выдает Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на оптовую – центральный аппарат Россельхознадзора.

С порядком получения лицензии можно ознакомиться на сайте Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в разделе «Регистрация и лицензирование».

В соответствии с «Правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утвержденными приказом МСХ РФ от 15.04.2015 № 145, лекарственные средства должны храниться в условиях, установленных производителем.

Лекарственные средства с истекшими сроками годности должны изыматься из обращения и уничтожаться на специализированных предприятиях, имеющих лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности.

Проверить, зарегистрировано ли лекарственное средство на территории Российской Федерации или нет, можно в специальном разделе «Регистрация и лицензирование» на официальном сайте Россельхознадзора.

Данный сервис интегрирован с ИС «Ирена», созданной для регистрации лекарственных средств и кормовых добавок.

На сегодняшний день одним из основных приоритетных направлений Правительства РФ является «Экспорт продукции АПК». Ключевой целью данного направления является поддержка и продвижение экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков.

Объемы экспорта подконтрольной госветнадзору продукции с территории Волгоградской области в 2018 году составили:

  • корма и кормовые добавки - 1210 партий 156000 т;
  • животноводческая продукция - 200 партий 120 т;
  • животноводческое сырье (шерсть) - 7 партий 150 тонн.

В связи с неоднократными выявлениями нарушений в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении партий, отправляемых на экспорт товаров, необходимо разъяснить основные требования к проведению контроля специалистами Управления при экспорте.

Основными условиями экспорта подконтрольных Россельхознадзору товаров является:

  • наличие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер»;
  • выполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера;
  • разрешение Россельхознадзора на вывоз;

ветеринарный сертификат формы № 5, в случае вывоза товаров в страны СНГ ветеринарное свидетельство, либо ветеринарный сертификат установленной формы страны-импортера.

Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г.введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть внесены:

производитель животноводческой продукции;

производители и оптовые организации торговли фармацевтическими препаратами для ветеринарного применения;

животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;

предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.

Также, подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение подконтрольных товаров.

Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требований страны-импортера. Управление совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.

Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.

Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.

Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального и регионального мониторинга.

В связи с отсутствием предприятия-производителя и юридического и физического лица, осуществляющего промежуточное хранение поднадзорной экспортируемой продукции в Реестре экспортеров ИС «Цербер» специалистами Управления было задержано 15 партий подконтрольных товаров.

При экспорте подконтрольных Россельхознадору товаров необходимо строгое соблюдение требований ветеринарного законодательства страны-импортера, что предусмотрено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 317.

С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».

В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора инспектор территориального управления Россельхознадзора вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за легитимность представленных требований.

Также, одним из условий для экспорта подконтрольных товаров является наличие разрешения Россельхознадзора на вывоз, выданного государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении.

Приказом МСХ РФ от 7 ноября 2011 № 404, установлено, что выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:

поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;

собак, кошек, хорьков, кроликов, а также животных, в отношении которых не установлены требования по обязательной вакцинации, и которые вывозятся владельцами для личного пользования;

кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;

охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;

лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;

водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;

готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.

Хозяйствующим субъектам следует учитывать, что с января 2011 года запущены модули информационной системы «Аргус», которые обслуживают в автономном режиме выдачу разрешений на ввоз/вывоз. Автономный режим дает возможность получить разрешение в течение нескольких минут в зависимости от скорости интернет-подключения.

Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.

Следующим условием экспорта подконтрольной продукции является наличие ветеринарных сопроводительных документов. Так, согласно, Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589, ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.

При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм №5, либо по ветеринарному сертификату установленной формы страной-импортером.

Данные ветеринарные сертификаты специалисты Управления Россельхознадзора выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пунктами 7, 8 Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 ветеринарные свидетельства оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах).

В 2018 году специалистами Управления выявлено 9 случаев оформления ветеринарных свидетельств на экспорт подконтрольных госветнадзору товаров на основании исследований (испытаний), проведенных в неаккредитованных на эти цели лабораториях.

Деятельность Управления по осуществлению ветеринарного контроля и надзора в сфере выращивания, воспроизводства, добычи (вылова), переработки и оборота рыбы и рыбной продукции направлена на эффективное обеспечение эпизоотического благополучия рыбохозяйственных водоемов, выпуска здорового рыбопосадочного материала и ветеринарно-санитарной безопасности продукции аквакультуры и рыбного промысла.

Основными направлениями работы в данной сфере является проведение мониторинга эпизоотической ситуации в рыборазводных хозяйствах, контроль и надзор за соблюдением ветеринарного законодательства в сфере выращивания и разведения товарной рыбы, рыбопосадочного материала, вылова, переработки, оборота рыбы, нерыбных объектов промысла и продукции из них.

В отчетный период эпизоотическая ситуация в рыбоводных хозяйствах Волгоградской области оставалась стабильно напряженной, продолжает действовать карантин по аэромонозу в 2 рыбоводных хозяйствах (1- Среднеахтубинского района; в 1 - Калачевского района).

Управлением проводится регулярный мониторинг эпизоотической ситуации по болезням гидробионтов и мониторинг пищевой безопасности рыбной продукции. Согласно Приказам Россельхознадзора за 9 месяцев 2018 года для исследований отобрано 93 пробы:

  • 50 проб по эпизоотическому мониторингу и в рамках диагностических исследований;
  • 43 пробы на показатели пищевой безопасности.

По результатам исследований 4 пробы рыбной продукции не соответствовали требованиям по микробиологическим показателям (КМАФАнМ,БГКП).

Исследования проведены в аккредитованных лабораториях ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора».

Инспекторами Управления отобраны 5 проб в рамках осуществления контроля при закладке рыбной продукции в Госрезерв для исследований на показатели качества и безопасности.

В течение 9 месяцев 2018 года по Волгоградской области в судах рассматривалось 6 административных дел. По результатам рассмотрения 2 наказания в виде штрафа по решению суда заменены на предупреждения.

Оспаривание действий (бездействий) должностных лиц Управления не производилось.

По согласованию с прокуратурой Волгоградской области проведены 2 внеплановых выездных проверки в целях предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью населения по факту заболевания ботулизмом после употребления вяленой рыбной продукции. По результатам возбуждено 2 административных дела по ч.1 ст.10.8 и ч.1 ст.14.43 КРФ об АП. Отобраны пробы для проведения исследований в аккредитованной лаборатории.

Инспекторы Управления приняли участие в качестве специалистов в 14 проверках Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении предприятий аквакультуры, рыбодобывающих и перерабатывающий предприятий. По результатам мероприятий в Управление из прокуратуры поступило на рассмотрение 22 административных дела по ч.1 ст.10.8, ч.3 ст.10.8 и ч.1 ст.14.43 КРФ об АП.

Специалистами Управления в отчетный период продолжена работа по пресечению несанкционированному и стихийному обороту рыбы и рыбной продукции. По местам несанкционированного и стихийного оборота рыбы и рыбной продукции проведено 8 мероприятий, возбуждено 4 административных дела по ч. 1 ст. 10.8, снято с оборота и уничтожено 20,1 кг некачественной и опасной рыбной продукции.

В результате проводимых мероприятий были выявлены такие нарушения как:

  • отсутствие ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение данной рыбы, эпизоотическое благополучие места ее вылова, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, устанавливающей качество и безопасность этой продукции для использования в пищу;
  • нарушения условий температурного режима при хранении и реализации рыбы и рыбной продукции;
  • антисанитарные условия хранения и реализации рыбной продукции.

Также, за истекший период 2018 года Управлением выдано 4 представления на устранение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений по ст.10.8 и 14.43 КРФ об АП.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий за 9 месяцев 2018 года установлены 2 факта нарушения требований Технических регламентов в связи с выявлением в рыбной продукции превышения нормативов по показателям пищевой безопасности. Возбуждены административные дела по ч. 1 ст.14.43 КРФ об АП. Выявленное несоответствие рыбной продукции свидетельствует о том, что разработанная предприятием программа контроля качества не позволяет осуществить действенный контроль за выпуском безопасной продукции. Одним из факторов микробного обсеменения продукции может стать игнорирование или некачественное проведение профилактических и обязательных дезинфекций, что повышают вероятность выпуска небезопасной рыбной продукции.

Всего на территории Волгоградской области в отчетный период инспекторами Управления возбуждено 31 административное дело, наложено штрафов на сумму свыше 558 тысяч рублей, уничтожено владельцами 24,1 кг некачественной рыбной продукции.

В целях реализации Программы профилактики правонарушений в поднадзорной сфере проведен анализ административной практики и выявленных нарушений за 9 месяцев 2018 года.

В сфере воспроизводства и аквакультуры выявлены следующие типичные нарушения: План ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий не выполняется, не проводятся исследования пищевой рыбоводной продукции на показатели безопасности.

Указанные нарушения являются системными, взаимосвязанными и относятся к факторам, способствующим формированию нестабильной эпизоотической ситуации в условиях наличия природных очагов заболеваний гидробионтов.

В сфере переработки, хранения и оборота рыбной продукции наибольшее количество нарушений приходится на оборот рыбной продукции без ветеринарных сопроводительных документов: это и хранение без ВСД и реализация. Рыбная продукция без ВСД – это продукция, не прошедшая ветеринарно-санитарную экспертизу на безопасность для потребителя, а значит, она потенциально опасна, не исследована на отсутствие в ней патогенных микроорганизмов, паразитов, токсичных веществ и пр. Хранение, оборот и перевозка рыбной продукции без ВСД допускаются не только физ. лицами, торгующими организациями, но и перерабатывающими предприятиями. За указанные нарушения предусмотрено наказание по ч.1 ст.10.8 КРФ об АП, по данной статье возбуждено 17 административных дел.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий в отчетный период выявлены факты нарушений требований Технических регламентов:

  • отсутствие маркировки или несоответствие маркировки сырья и рыбной продукции;
  • выявление в рыбной продукции превышения нормативов по микробиологическим показателям;
  • отсутствие разработанной системы менеджмента безопасности рыбной продукции, основанной на принципах ХАССП, или отсутствие контроля ее внедрения и реализации, не разработана или не контролируется система прослеживаемости рыбной продукции.

Напоминаем, что Система ХАССП является необходимым условием для прохождения аттестации (ветеринарно-санитарного обследования) на соответствие требованиям третьих стран и Таможенного союза, а также включения предприятия в Реестр российских предприятий-экспортеров, размещенный в ИС Цербер.

Анализ и систематизация выявленных нарушений показал, что их возникновение возможно по ряду основных причин.

Низкий уровень контроля со стороны руководства предприятий своих специалистов приводит к невыполнению обязательных ветеринарно-санитарных мероприятий и нарушениям законодательства в области ветеринарии.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий отмечается низкий уровень правовой грамотности юридических лиц и предпринимателей. Специалисты, отвечающие за качество и безопасность рыбной продукции, не владеют основными нормативами. Руководством предприятий не организуется обучение персонала, предусмотренное требованием ТР ТС 040/2016.

При проверках предприятий аквакультуры установлено, что некоторые предприниматели осуществляют рыбохозяйственную деятельность без учета биотехнологии культивирования гидробионтов, что снижает рыбохозяйственный потенциал водоемов, а также качество и безопасность рыбной продукции.

Реализация и производство небезопасной рыбной продукции также возможны вследствие бесконтрольного оборота уловов водных биоресурсов; нарушений предприятиями ветеринарно-санитарных требований.

Реализация и производство небезопасной рыбной продукции также возможны вследствие:

  • отсутствия оборудованных рыбоприемных пунктов (места доставки уловов ВБР) или их несоответствие требованиям законодательства;
  • бесконтрольного оборота уловов водных биоресурсов;
  • нарушений предприятиями ветеринарно-санитарных требований.

Обращаем внимание, что Технический регламент «О безопасности рыбы и рыбной продукции», устанавливает требования к сырью, хранению, переработке, транспортировке и реализации рыбной продукции, которые действуют на территории всего Евразийского экономического союза и обязательны для исполнения всеми рыбоперерабатывающими предприятиями Российской Федерации. Нарушения требований данного технического регламента являются основанием для возбуждения административного производства по ст.14.43 КРФ об АП.

С целью профилактики нарушений ветеринарно-санитарных требований при выращивании, добыче (вылове) водных биоресурсов, переработке и обороте рыбной продукции Управлением:

  • разработаны и размещены на сайте памятки для поднадзорных предприятий по нарушениям ветеринарного законодательства;
  • запланировано проведение публичных мероприятий, разъяснительной и профилактической работы в СМИ с населением и хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного комплекса по предотвращению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота продукции животного происхождения, в т.ч. продукции из водных биологических ресурсов.
  • информация о контрольно-надзорной деятельности Управления в сфере производства и оборота рыбной продукции регулярно отражаются в средствах массовой информации.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля

Функции по контролю и надзору в сфере карантина и семеноводства сельскохозяйственных растений, обеспечению качества и безопасности зерна и продуктов его переработки осуществляются специалистами Управления контроля и надзора в области карантина растений и семеноводства.

В установленной сфере за 9 месяцев 2018 года проведено 485 контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 533 правонарушения, вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 2 млн. 923 тыс. руб., вынесено 43 предупреждения, в том числе 5 постановлений о замене административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КРФ об АП, объявлено 3 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

С 01.07.2018 вступили в действие Единые карантинные фитосанитарные требованиями, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157, целью которых является недопущение ввоза и распространения на таможенной территории Евразийского экономического союза карантинных объектов.

Хочется еще раз обратить внимание, что в соответствии с п. 8 Требований, в графе "дополнительная декларация" фитосанитарного сертификата должно быть указано, что подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или) участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях.

С 21.02.2018 вступило в силу Постановление Правительства РФ № 128 «Об утверждении правил контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в РФ из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами РФ, в целях ее использования для посевов и посадок». В постановлении устанавливается порядок ввоза подкарантинной продукции для посевов и посадок.

В результате проверки соблюдения гражданами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации в области карантина растений сотрудниками Управления установлено:

  • более 42 фактов вывоза подкарантинной продукции из карантинной фитосанитарной зоны без установления карантинного фитосанитарного состояния продукции;
  • 79 случаев не извещения о прибытии подкарантинной продукции;
  • 93 случая хранения и использования подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами;
  • 203 нарушения правил борьбы с карантинными объектами в установленной карантинной зоне.

Владельцы (пользователи) земельных участков не извещают территориальное управление об обнаружении очагов произрастания карантинных сорных растений, не проводят мероприятия по их уничтожению, или применяют средства по уничтожению, не соответствующие биологии карантинного организма.

Действующим законодательством, в частности ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206–ФЗ «О карантине растений» установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

Подкарантинная продукция, выращенная в карантинной фитосанитарной зоне, при вывозе должна проходить процедуру установления карантинного фитосанитарного состояния и сопровождаться карантинным сертификатом, удостоверяющим отсутствие карантинных объектов.

Собственник подкарантинной продукции обязан осуществить погашение карантинного сертификата и известить Управление любым доступным способом о поступлении подкарантинной продукции в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки. Порядок извещения утвержден приказом Минсельхоза России от 10 августа 2017 № 390.

Выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной или засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация и использование в качестве семян или посадочного материала не допускается. Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, причем хранение в таких случаях осуществляется изолированно от подкарантинной продукции свободной от карантинных объектов.

Согласно Закону «О карантине растений» ответственность за выполнение мероприятий по борьбе с карантинными объектами возлагается на граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде земельные участки.

Обращаем внимание, что в октябре этого года прекращает действие приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 22.04.2009 № 160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований».

В ходе контрольно-надзорных мероприятий в области семеноводства сельскохозяйственных растений установлены факты использования или реализации партий без документов, подтверждающих сортовые и посевные качества; несоблюдение условий хранения семян; ввоз и реализация семян с маркировкой, не отвечающей требованиям Российской Федерации.

Обязательные требования при производстве, заготовке, хранении, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений установлены Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149 «О семеноводстве», согласно которого запрещается:

  • реализация семенного материала, не включенного в Государственный реестр;
  • использование для посева (посадки) семян, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства;
  • ввоз на территорию Российской Федерации и использование для посева (посадки) семян растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.

Обращаем внимание, что с 14.05.2018 вступил в силу Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.12.2017
№ 622 «Об утверждении порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений», согласно которому определены требования к документированию, маркировке и транспортировке партий.

При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в сфере качества и безопасности зерна устанавливаются нарушения требований законодательства Российской Федерации при приемке и хранении круп, используемых для питания, такие как:

  • прием продукции без документов, подтверждающих качество и безопасность (декларация о соответствии);
  • прием круп без маркировочных ярлыков и не в таре производителя;
  • нарушение правил хранения (несоблюдение влажности и температурных режимов помещения, приводящих к зараженности зерна и др.);
  • несоответствие продукции требованиям Технических условий и стандартам.

Согласно Санитарным правилам, поступающие в организацию продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации, и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что в обороте не могут находиться продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

По результатам проверок соблюдения требований, предусмотренных техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011 выявлены такие нарушения как:

  • выпуск в обращение зерна без подтверждения соответствия требованиям безопасности (декларациия о соотвествии) и информации о декларации в товаросопроводительных документах;
  • отсутствие прослеживаемости зерна в товаросопроводительных документах перевозимого бестарным методом;
  • недостоверное декларирование.

Необходимо напомнить, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, в соответствии с требованиями Таможенного союза «О безопасности зерна» № 015/2011, выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

К слову, перечень аккредитованных лабораторий и органов по сертификации в сфере качества и безопасности зерна размещен на сайте Управления по ссылке: rsn-rostov.ru и на сайте росаккредитации.


Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!