x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад об итогах практической деятельности Управления в I полугодии 2018 года на территории Волгоградской области


В целях исполнения поручения министра Российской Федерации по вопросам открытого правительства Михаила Анатольевича Абызова по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации идеалов и принципов «открытого правительства» мы проводим публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и заслушаем доклады о практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – Управление) в I полугодии 2018 г. на территории Волгоградской области.

Управление является участником реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В рамках работы по открытости Управлением разработаны проекты публичной Декларации целей и задач Управления, утверждены планы по реализации концепции открытости Управления, по реализации мероприятий в области открытых данных на 2017-2019 гг.

В целом реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности предполагает реформу государственного контроля и надзора по нескольким важнейшим направлениям.

Одним из шагов реформы стало решение об освобождении субъектов малого предпринимательства от плановых проверок, так называемые надзорные каникулы.

С учетом этого проект плана проверок Управления на 2018 год включает в себя 340 проверок, это на 77 % меньше, чем запланировано проверок на 2017 год.

Еще одно важное изменение ФЗ № 294-ФЗ, это статья 8.1, предусматривающая применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. В настоящее время Управлением с учетом риск-ориентированного подхода осуществляются земельный надзор и лицензионный контроль.

В 1 полугодии 2018 года специалистами Управления пресечено 808 правонарушений и составлено 74 материала контрольно – надзорных мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 7 млн. 877,6 тыс. руб. По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 22 постановления о вынесении предупреждения; в 30 случаях в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ административный штраф был заменен на предупреждение.

Привлечено к административной ответственности 727 субъектов, в том числе: 268 юридических лиц, 190 индивидуальных предпринимателей, 143 должностных лица, 126 граждан.

В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 174 предписания, внесено 85 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

По фактам выявленных нарушений 124 дела направлено в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Количество оформленных фитосанитарных документов в 1 полугодии 2018 году на территории Волгоградской области:

  • 40 956 карантинных сертификатов;
  • 3 263 фитосанитарных сертификата.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности на территории области выдано 4 лицензии (1 переоформлена).

В целях освещения деятельности Управления выпущено 2159 публикаций (электронные СМИ – 1839, печатные СМИ – 115, телевидение – 54, радио - 151).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора

Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) в соответствии с возложенными на него полномочиями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Работа по организации и проведению государственного земельного надзора в Управлении осуществляется в соответствии с установленными правилами и нормами, направленными на снижение административного давления на хозяйствующие субъекты и повышение результативности проводимых мероприятий.

С учетом реформы контрольно-надзорной деятельности проверочные мероприятия проводятся с учетом применения риск-ориентированного подхода.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, которые определяют осуществление государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода; предусматривается разделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на категории риска.

Отнесение земельных участков к категориям риска (а равно изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя ТУ РСХН.

Проведение Россельхознадзором плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 3 года;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в ТУ РСХН о присвоенных земельным участкам категориям. Также, субъект может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.

За первое полугодие 2018 года на территории Волгоградской области всего присвоено категорий риска земельным участкам 253, из них: среднего риска – 183, умеренного риска – 67, низкого риска – 3.

Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.

Большое значение приобретает профилактика нарушений обязательных требований, в основную задачу которой входит формирование у субъектов единого понимания обязательных требований земельного законодательства.

Субъекты в сфере государственного земельного надзора должны знать и понимать, что земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом и подлежат особой охране.

Одним из важных условий, обеспечивающих рост производства сельскохозяйственной продукции, является эффективное использование земельных ресурсов, в том числе, земель сельскохозяйственного назначения, и сельхозтоваропроизводителям особое внимание следует уделять их качественному использованию.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - № 294-ФЗ) продолжается тенденция снижения доли плановых проверок, а также проводится активная работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства.

С целью минимизации нарушений обязательных требований Управлением реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение и сокращение нарушений в области государственного земельного надзора. При получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований Управлением выдаются предостережения (в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

За отчетный период на территории Волгоградской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 2 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Далее остановимся на основных видах правонарушений, совершаемых подконтрольными субъектами в отношении земель сельскохозяйственного назначения:

  • неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;
  • повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.

За неиспользование земель в течении 3-х и более лет за рассматриваемый период 2018 года вынесено 7 постановлений по делам об административных правонарушениях на общую сумму 215,0 тыс. руб. В рамках имеющихся полномочий специалистами Управления выдано 16 предписаний об устранении выявленных нарушений.

Признаки неиспользования земельного участка установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Управлением проведены внеплановые проверки по исполнению ранее выданных предписаний, в ходе которых 8 предписаний было не исполнено.

Налоговым Кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.06.2014) в соответствии с п.1 ст.394 предусмотрено повышение налоговой ставки при исчислении земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

В УФНС по Волгоградской области за рассматриваемый период направлено 90 материалов для применения повышенной ставки земельного налога за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

За 1 первое полугодие 2018 года выявлено 6 случаев незаконного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на общей площади 10,77 га, в том числе 1 случай на площади 4 га при разработке карьера и добыче полезных ископаемых.

В 2018 году Управлением направлено 4 исковых заявления об обязании восстановить нарушенное состояние почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения путем проведения рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом:

  • В отношении юридического лица Арбитражным судом Самарской области вынесено решение о возмещении ущерба почве, как объекту окружающей среды на сумму 2 млн. 496 тыс. руб. и проведением рекультивации нарушенных земель собственными силами на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель.
  • В отношении юридического лица, вынесено решение о возмещении ущерба почве, как объекту окружающей среды на сумму 2 млн. 050 тыс. руб. и проведением рекультивации нарушенных земель собственными силами на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель.
  • В отношении физического лица Иловлинским межрайонным Следственным отделом СУ СК России по Волгоградской области вынесено решение о возмещении ущерба почве, как объекту окружающей среды на сумму 19 млн. 200 тыс. руб. и проведением рекультивации нарушенных земель собственными силами на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель.
  • В отношении физического лица в Светлоярском районном суде Волгоградской области (удовлетворен в полном объеме).

Хотелось бы отметить, что в случае порчи почвы, а также перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями (вскрышными породами, отходами производства и потребления), производится расчет ущерба, согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» № 238 от 08.07.2010.

Должностными лицами Управления, проведены административные расследования в отношении обществ с ограниченной ответственностью, поводами к возбуждению которых стали обращения граждан, направленные в адрес Управления по вопросам нарушения действующего законодательства, а именно о незаконном снятии и перемещении плодородного слоя почвы в Николаевском районе.

За 6 месяцев 2018 года специалистами Управления выявлено 14 несанкционированных свалок и множество очагов захламления отходами производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 11,79 га. На территориях муниципальных образований в Михайловском, Городищенском, Светлоярском, Николаевском и других районах области.

Пунктом 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно вышеуказанным нормам закона на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться свалки, так как указанные земли предназначены для нужд сельского хозяйства. Невыполнение землепользователями, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КРФ об АП.

В части нарушений в области мелиорации земель должностными лицами Управления по Волгоградской области выявлены факты повреждения полезащитных лесных полос, защищающих посевы сельскохозяйственных растений от вредоносных ветров и регулирующих поверхностный сток. Ответственность за данный вид правонарушения предусмотрена ч.2 ст.10.10 КРФ об АП.

Статьей 29 ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого становится использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли, определенных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Таким образом, в ходе осуществления государственного земельного надзора за 6 месяцев 2018 году сотрудниками отдела земельного надзора на территории Волгоградской области проведено 203 контрольно-надзорных мероприятия соблюдения требований земельного законодательства, из них: 20 плановых выездных проверок; 20 внеплановых выездных проверок; 47 плановых (рейдовых) осмотров; 111 проверки по факту обнаружения, 4 совместных проверок с правоохранительными органами, 5 административных расследований.

По результатам проведенных мероприятий выдано 16 предписаний об устранении выявленных нарушений, составлено 178 протоколов об административном правонарушении, вынесено 88 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Общая проконтролированная площадь земель по результатам проведенных контрольно - надзорных мероприятий составила 85 тысяч 649 гектар.

Общая сумма наложенных штрафных санкций за 6 месяцев 2018 года составила 3399,5 тыс. рублей.

Учитывая количество выявленных правонарушений, считаем необходимым, довести до сведения землепользователей требования, которые являются обязательными при использовании земель сельскохозяйственного назначения:

  1. Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и разрешенным использованием (ст. 7 ЗК РФ);
  2. Использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ст. 42 ЗК РФ).
  3. Проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (ст. 13 ЗК РФ).
  4. Сохранять достигнутый уровень мелиорации земель (ст. 13 ЗК РФ).
  5. Проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения (ст. 13 ЗК РФ).
  6. Не допускать загрязнение почв химическими веществами, микроорганизмами и отходами производства и потребления (ст. 13, 42 ЗК РФ).
  7. Не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв (ст. 13, 42 ЗК РФ).
  8. Проводить работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и осуществлять раскорчевку списанных многолетних насаждений (Постановление Правительства РФ № 369).
  9. Проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13 ЗК РФ, ст. 1, 8 ФЗ-№ 101).

Также, должностными лицами Управления в сфере земельного надзора по Волгоградской области за 6 месяцев 2018 года, составлено 57 протоколов об административных нарушениях, которые направлены в соответствии с компетенцией для рассмотрения в суды общей юрисдикции: за невыполнение в срок предписания федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор (ч.25 ст.19.5 КФР об АП); за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного вышеназванной статьей (ч.26 ст.19.5 КРФ об АП); за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (по ст. 19.6 КРФ об АП); ст. 19.7 КРФ об АП за непредставление сведений (информации); за уклонение от исполнения административного наказания неуплаты административного штрафа (по ч.1 ст.20.25 КРФ об АП).

Одним из эффективных способов вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот, является профилактика нарушений обязательных требований. С целью донесения до землепользователей требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в 2018 году запланированы и проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики Управления.

Также в рамках организации работы по пресечению и недопущению совершения нарушений требований земельного законодательства сотрудники отдела земельного надзора принимали участие в совещаниях, конференциях, семинарах по вопросам разъяснения обязательных требований земельного законодательства.

Специалисты приняли участие в 36 совещаниях и семинарах по вопросам осуществления земельного надзора.

Информация о результатах проведения государственного земельного надзора, а также о деятельности отдела и об актуальных изменениях земельного законодательства размещается на сайте Управления www.rsn-rostov.ru.

За разъяснениями по возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел земельного надзора по телефону 8(863)262-32-70 или в письменной форме в Управление Россельхознадзора по адресу: 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214А.

В заключении следует отметить, что в настоящее время землям сельскохозяйственного назначения уделяется огромное внимание на всех уровнях власти.

Земли сельхозназначения должны быть в сельскохозяйственном обороте, использоваться и давать урожаи ежегодно.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора

В рамках наделенных полномочий в сфере внутреннего ветеринарного надзора специалистами Управления за 1 полугодие 2018 года на территории Волгоградской области проведено 209 проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению ими требований законодательства РФ в сфере ветеринарии, из них 6 плановых, 183 внеплановых и 20 с прокуратурой.

По фактам выявленных нарушений составлено 359 протоколов об административных правонарушениях, выдано 132 предписания об устранении выявленных нарушений, внесено 1 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Общая сумма наложенных штрафов составила 2773,0 тыс. рублей.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности за 1 полугодие 2018 года на территории Волгоградской области выдано 4 лицензии (1 переоформлена).<При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности за 1 полугодие 2018 года на территории Волгоградской области выдано 4 лицензии (1 переоформлена)./p>

В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предприятий, осуществляющих содержания и разведение сельскохозяйственных животных, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Не обеспечено ограждение ферм, препятствующее бесконтрольному проходу посторонних людей и животных.
  2. Отсутствуют или не функционируют дезинфекционные барьеры, санитарные пропускники.
  3. Не все поголовье животных подвергается обязательным ветеринарным обработкам.
  4. Нарушаются правила обращения с биологическими отходами, а именно они закапываются в землю или вывозятся на свалки.
  5. На птицеводческих предприятиях не обеспечена защита от контакта с синантропной птицей.

Это все может привести к возникновению в хозяйстве заразных, в том числе особо опасных, болезней животных и птицы.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена частями 1 и 2 ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение правил обращения с биологическими отходами – ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы она гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.

Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы она гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.

Дезинфекционный барьер должен располагаться при въезде на территорию фермы, и иметь навес, длина дезбарьера – 9 м по зеркалу дезраствора. Заправка дезбарьера должна осуществляться периодически по мере расхода дезсредства.

Санитарный пропускник должен располагаться при входе на территорию фермы. В нем должны быть созданы условия для переодевания людей, принятия душа, стирки спецодежды.

Все поголовье животных в зависимости от возраста в обязательном порядке должно предоставляться ветеринарным специалистам для проведения обязательных ветеринарных обработок, включающих в себя диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, а также профилактические вакцинации.

В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, уничтожение биологических отходов должно осуществляться на утильзаводе, в скотомогильнике, соответствующем установленным требованиям, или путем сжигания в присутствии ветеринарного специалиста.

В помещениях для содержания птицы необходимо оборудовать защитные сетки либо иные приспособления, препятствующие проникновению синантропной птицы.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, осуществляющих убой сельскохозяйственных животных и птицы, переработку мясной продукции, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Отсутствуют либо не оборудованы должным образом места для предубойного содержания животных.
  2. Допускается пересечение путей ввода животных и вывоза готовой продукции.
  3. Настенные и напольные покрытия не обеспечивают возможность проведения тщательной мойки и дезинфекции.
  4. Не оборудованы должным образом места ветеринарного контроля.
  5. Не осуществляется система контроля качества, основанная на принципах ХАССП.
  6. К убою допускаются животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы.
  7. Нарушаются правила маркировки выпускаемой мясной продукции.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил на предприятиях по убою животных и проработке мяса предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение требований технических регламентов – ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции», на предприятиях, осуществляющих убой животных, должно быть оборудовано место для предубойной выдержки животных, где будет осуществляться предубойный ветеринарный осмотр.

На убойном предприятии не должны пересекаться «грязные» и «чистые» пути, т.е. пути ввода животных, вывоза боенских отходов и продуктов убоя.

Настенные и напольные покрытия должны быть выполнены из гладких стойких к агрессивной среде материалов, позволяющих производить их качественную мойку и дезинфекцию.

Для ветеринарного осмотра продуктов убоя на контрольных точках, предусмотренных ХАССП, должны быть оборудованы места со специальным освещением. Контрольные точки устанавливаются программой, утвержденной руководителем предприятия.

Животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы, не допускаются к приему на боенское предприятие. При поступлении таких животных необходимо информировать государственную ветеринарную службу для принятия решения об их дальнейшем использовании.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, хранение и реализацию продукции животного происхождения, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.
  2. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без маркировки, предусмотренной действующим законодательством.
  3. Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности.< 3. Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности./li>

В целях недопущения подобных нарушений необходимо:

  • принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;
  • не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристиках продукции;
  • тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.

Оформление ВСД осуществляется при:

  • производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
  • перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
  • переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России № 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 647, могут осуществлять аттестованные для этой цели специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 646, могут осуществлять уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - организации), и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - индивидуальные предприниматели).

До 01.07.2018 ветеринарные сопроводительные документы могут оформляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе, а с 01.07.2018 – обязательно в электронном виде.

Также, в целях недопущению возникновения АЧС среди диких кабанов Управлением запланированы проверки деятельности охотопользователей региона. По результатам ранее проведенных проверок выявлены нарушения требований «Ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней», утв. Приказом Минприроды России от 10.11.2010 №491, не проводятся дезинфекции разделочной площадки, подкормочных площадок для диких животных, корма для подкормки диких животных без ВСД, что может привести к возникновению и распространению опасных заболеваний животных, в том числе возникновению АЧС среди диких кабанов.

Нужно отметить, что основным распространителем АЧС являются личные подсобные хозяйства, которые работают бесконтрольно. Однако без нормального контроля за производимой мясной продукцией, распространителями АЧС являлся и ряд мясоперерабатывающих предприятий. области инфицированную продукцию отправил в 31 регион.

С целью защиты крупных предприятий от ограничительных мер при возникновении АЧС Россельхознадзором проводится компартментализация хозяйствующих субъектов. Определение зоосанитарного статуса предприятий было принято с целью саморегуляции потоков продукции для бизнес сообщества по принципу биологической защищенности и подразделяются на относительно безопасные (III и IV) и относительно опасные (I, II). Управлением за отчетный период проведено 10 обследований предприятий хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Волгоградской области, на предмет соответствия 3 компартменту (6 соответствуют) и 4 компартменту (3 не соответствуют и 1 соответствует).

Одним из эффективных механизмов осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов является проведение лабораторного мониторинга.

В соответствии с «Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000г. № 883, мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.

Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.

Начиная с 2007 года Россельхознадзором ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения.

В рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, а также государственного задания по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, в том числе усиленного лабораторного контроля, специалистами Управления на территории Волгоградской области за 1 полугодие 2018 года отобрано 439 проб пищевой продукции. Исследования проводились на безвозмездной для хозяйствующих субъектов основе, в том числе: за счет средств федерального бюджета.

Из 439 образцов несоответствие выявлено в 52: в 6 образцах мяса, 1 образце корма, 5 образцах меда, 11 образцах молочной продукции выявлено несоответствие по микробиологическим показателям, 6 образцах молочной продукции выявлено содержание антибактериальных средств, в 23 образцах молочной продукции установлена фальсификация жирами немолочного происхождения.

Фальсификация молочной продукции жирами немолочного происхождения допускалась некоторыми производителями Волгоградской области.

Нужно понимать, что фальсификацией продукции занимаются молокопереработчики в связи с большой конкуренцией и с целью резкого удешевления продукции (в среднем на 50%).

В соответствии с действующими требованиями технических регламентов Таможенного Союза, если при изготовлении продукции используются жиры немолочного происхождения, такая продукция должна называться не молочной, а молокосодержащей. Информация о наличии жиров немолочного происхождения должна указываться на маркировке.

Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 14.43 и 14.44 КоАП РФ, а также приостановление действия декларации соответствия.

В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения выявляются следующие типовые нарушения установленных требований:

  1. Осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии.
  2. Нахождение в обращении контрафактных (не зарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств).
  3. Нарушение условий хранения лекарственных средств.
  4. Нахождение в обращении лекарственных средств с истекшими сроками годности.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется.<Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется./p>

Лицензию на розничную торговлю на территории Волгоградской области выдает Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на оптовую – центральный аппарат Россельхознадзора.

С порядком получения лицензии можно ознакомиться на официальном сайте Управления в разделе «Регистрация и лицензирование».

В соответствии с «Правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утвержденными приказом МСХ РФ от 15.04.2015 № 145, лекарственные средства должны храниться в условиях, установленных производителем.

Лекарственные средства с истекшими сроками годности должны изыматься из обращения и уничтожаться на специализированных предприятиях, имеющих лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности.

Проверить зарегистрировано лекарственное средство на территории Российской Федерации или нет можно в специальном разделе «Регистрация и лицензирование» на официальном сайте Россельхознадзора. Данный сервис интегрирован с ИС «Ирена», созданной для регистрации лекарственных средств и кормовых добавок.

На сегодняшний день одним из основных приоритетных направлений Правительства РФ является «Экспорт продукции АПК». Ключевой целью данного направления является поддержка и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков.

Объемы экспорта подконтрольной госветнадзору продукции с территории Волгоградской области в 2018 году составили: корма и кормовые добавки - 1210 партий 156000 т; животноводческая продукция - 200 партий 120 т; животноводческое сырье (шерсть) - 7 партий 150 тонн.

В связи с неоднократными выявлениями нарушений в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении партий, отправляемых на экспорт товаров, необходимо разъяснить основные требования к проведению контроля специалистами Управления при экспорте.

Основными условиями экспорта подконтрольных Россельхознадзору товаров является:

  • наличие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер»;
  • выполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера;
  • разрешение Россельхознадзора на вывоз;
  • ветеринарный сертификат формы № 5, в случае вывоза товаров в страны СНГ ветеринарное свидетельство, либо ветеринарный сертификат установленной формы страны-импортера.

Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г. введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть внесены:

  • производитель животноводческой продукции;
  • производители и оптовые организации торговли фармацевтическими препаратами для ветеринарного применения;
  • животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;
  • предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.

Также, подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение подконтрольных товаров.

Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требований страны-импортера. Управление совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.

Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.

Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.

Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального и регионального мониторинга.

В связи с отсутствием предприятия-производителя и юридического и физического лица, осуществляющего промежуточное хранение поднадзорной экспортируемой продукции в Реестре экспортеров ИС «Цербер» специалистами Управления в I полугодии 2018 года было задержано 15 партий подконтрольных товаров.

При экспорте подконтрольных Россельхознадору товаров необходимо строгое соблюдение требований ветеринарного законодательства страны-импортера, что предусмотрено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 317.

С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».

В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора инспектор территориального управления Россельхознадзора вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за легитимность представленных требований.

Также, одним из условий для экспорта подконтрольных товаров является наличие разрешения Россельхознадзора на вывоз, выданного государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении.

Приказом МСХ РФ от 7 ноября 2011 № 404, установлено, что выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:

  • поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;
  • собак, кошек, хорьков, кроликов, а также животных, в отношении которых не установлены требования по обязательной вакцинации, и которые вывозятся владельцами для личного пользования;
  • кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;
  • охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;
  • лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
  • кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;
  • водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;
  • готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.

Хозяйствующим субъектам следует учитывать, что с января 2011 года запущены модули информационной системы "Аргус", которые обслуживают в автономном режиме выдачу разрешений на ввоз/вывоз. Автономный режим дает возможность получить разрешение в течение нескольких минут в зависимости от скорости интернет-подключения.

Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.

Следующим условием экспорта подконтрольной продукции является наличие ветеринарных сопроводительных документов. Так, согласно, Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589, ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.

При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм №5, либо по ветеринарному сертификату установленной формы страной-импортером.

Данные ветеринарные сертификаты специалисты Управления Россельхознадзора выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пунктами 7, 8 Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 ветеринарные свидетельства оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах).

В 2018 году специалистами Управления выявлено 9 случая оформления ветеринарных свидетельств на экспорт подконтрольных госветнадзору товаров на основании исследований (испытаний), проведенных в неаккредитованных на эти цели лабораториях.

Необходимо отметить следующее, что в целях выполнения требований стран ЕС при оформлении экспортных ветеринарных сертификатов на каждую партию подконтрольной продукции необходимо представление от участника ВЭД протоколов испытаний, проведенных аккредитованными лабораториями на остатки запрещенных лекарственных средств, таких как: хлорамфеникол, димертидазол, метронидазол, нитрофураны, ронидазол.

Деятельность Управления по осуществлению ветеринарного контроля и надзора в сфере выращивания, воспроизводства, добычи (вылова), переработки и оборота рыбы и рыбной продукции направлена на эффективное обеспечение эпизоотического благополучия рыбохозяйственных водоемов, выпуска здорового рыбопосадочного материала и ветеринарно-санитарной безопасности продукции аквакультуры и рыбного промысла.

Основными направлениями работы в данной сфере является проведение мониторинга эпизоотической ситуации в рыборазводных хозяйствах, контроль и надзор за соблюдением ветеринарного законодательства в сфере выращивания и разведения товарной рыбы, рыбопосадочного материала, вылова, переработки, оборота рыбы, нерыбных объектов промысла и продукции из них.

В отчетный период эпизоотическая ситуация в рыбоводных хозяйствах Волгоградской области оставалась стабильно напряженной, продолжает действовать карантин по аэромонозу в 2 рыбоводных хозяйствах (1- Среднеахтубинского района; в 1 - Калачевского района).

Управлением проводится регулярный мониторинг эпизоотической ситуации по болезням гидробионтов и мониторинг пищевой безопасности рыбной продукции. Согласно Приказам Россельхознадзора в 1 полугодии 2018 года для исследований отобрано 28 проб:

  • 20 проб по эпизоотическому мониторингу на наличие весенней виремии карповых;
  • 8 проб на показатели пищевой безопасности.

Исследования проведены в аккредитованных лабораториях ФГБУ «ВНИИЗЖ» и ФГБУ «ВГНКИ».

Инспекторами Управления в 1 полугодии 2018 года 2 пробы для исследований отобраны при осуществлении контроля при закладке рыбной продукции в Госрезерв.

За 1 полугодие 2018 года по Волгоградской области в судах рассматривалось 2 административных дела. По результатам рассмотрения 1 юридическое лицо привлечено к административной ответственности на сумму 300 000 рублей по ч.2 ст.14.43 КРФ об АП и на 1 ИП по ч.1 ст.14.43 КРФ об АП на 20 тыс. рублей.

Оспаривание действий (бездействий) должностных лиц Управления не производилось.

Сотрудники Управления приняли участие в качестве специалистов в 14 проверках Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении предприятий аквакультуры, рыбодобывающих и перерабатывающий предприятий. По результатам мероприятий в Управление из прокуратуры поступило на рассмотрение 22 административных дела по ч.1 ст.10.8, ч.3 ст.10.8 и ч.1 ст.14.43 КРФ об АП.

Специалистами Управления в отчетный период продолжена работа по пресечению несанкционированному и стихийному обороту рыбы и рыбной продукции. По местам несанкционированного и стихийного оборота рыбы и рыбной продукции проведено 8 мероприятий, возбуждено 4 административных дела по ч. 1 ст. 10.8, снято с оборота и уничтожено 20,1 кг некачественной и опасной рыбной продукции.

В результате проводимых мероприятий были выявлены такие нарушения как:

  • отсутствие ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение данной рыбы, эпизоотическое благополучие места ее вылова, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, устанавливающей качество и безопасность этой продукции для использования в пищу;
  • нарушения условий температурного режима при хранении и реализации рыбы и рыбной продукции;
  • антисанитарные условия хранения и реализации рыбной продукции.

Также, за истекший период 2018 года Управлением выдано 4 представления на устранение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений по ст.10.8 и 14.43 КРФ об АП.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий за 1 полугодие 2018 года установлен факт нарушения требований Технических регламентов в связи с выявлением в рыбной продукции превышения нормативов по показателям пищевой безопасности. Возбуждено административное дело по ч. 1 ст.14.43 КРФ об АП. Выявленное несоответствие рыбной продукции свидетельствует о том, что разработанная предприятием программа контроля качества не позволяет осуществить действенный контроль за выпуском безопасной продукции. Одним из факторов микробного обсеменения продукции может стать игнорирование или некачественное проведение профилактических и обязательных дезинфекций, что повышают вероятность выпуска небезопасной рыбной продукции.

Всего на территории Волгоградской области в отчетный период инспекторами Управления возбуждено 27 административных дел, наложено штрафов на сумму свыше 1 млн. 58 тысяч рублей, уничтожено владельцами 20,1 кг некачественной рыбной продукции.

В целях реализации Программы профилактики правонарушений в поднадзорной сфере проведен анализ административной практики и выявленных нарушений за 1 полугодие 2018 года.

В сфере воспроизводства и аквакультуры выявлены следующие типичные нарушения: План ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий не выполняется, не проводятся исследования пищевой рыбоводной продукции на показатели безопасности.

Указанные нарушения являются системными, взаимосвязанными и относятся к факторам, способствующим формированию нестабильной эпизоотической ситуации в условиях наличия природных очагов заболеваний гидробионтов.

В сфере переработки, хранения и оборота рыбной продукции наибольшее количество нарушений приходится на оборот рыбной продукции без ветеринарных сопроводительных документов: это и хранение без ВСД и реализация. Рыбная продукция без ВСД – это продукция, не прошедшая ветеринарно-санитарную экспертизу на безопасность для потребителя, а значит, она потенциально опасна, не исследована на отсутствие в ней патогенных микроорганизмов, паразитов, токсичных веществ и пр. Хранение, оборот и перевозка рыбной продукции без ВСД допускаются не только физ. лицами, торгующими организациями, но и перерабатывающими предприятиями. За указанные нарушения предусмотрено наказание по ч.1 ст.10.8 КРФ об АП, по данной статье возбуждено 17 административных дел.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий в отчетный период выявлены факты нарушений требований Технических регламентов:

  • отсутствие маркировки или несоответствие маркировки сырья и рыбной продукции,
  • выявление в рыбной продукции превышения нормативов по микробиологическим показателям,
  • отсутствие разработанной системы менеджмента безопасности рыбной продукции, основанной на принципах ХАССП, или отсутствие контроля ее внедрения и реализации, не разработана или не контролируется система прослеживаемости рыбной продукции.

Напоминаем, что Система ХАССП, является необходимым условием для прохождения аттестации (ветеринарно-санитарного обследования) на соответствие требованиям третьих стран и Таможенного союза, а также включения предприятия в Реестр российских предприятий-экспортеров, размещенный в ИС Цербер.

Анализ и систематизация выявленных нарушений показал, что их возникновение возможно по ряду основных причин.

Низкий уровень контроля со стороны руководства предприятий своих специалистов приводит к невыполнению обязательных ветеринарно-санитарных мероприятий и нарушениям законодательства в области ветеринарии.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий отмечается низкий уровень правовой грамотности юридических лиц и предпринимателей. Специалисты, отвечающие за качество и безопасность рыбной продукции, не владеют основными нормативами. Руководством предприятий не организуется обучение персонала, предусмотренное требованием ТР ТС 040/2016.

При проверках предприятий аквакультуры установлено, что некоторые предприниматели осуществляют рыбохозяйственную деятельность без учета биотехнологии культивирования гидробионтов, что снижает рыбохозяйственный потенциал водоемов, а также качество и безопасность рыбной продукции.

Реализация и производство небезопасной рыбной продукции также возможны вследствие бесконтрольного оборота уловов водных биоресурсов; нарушений предприятиями ветеринарно-санитарных требований.

Реализация и производство небезопасной рыбной продукции также возможны вследствие:

  • отсутствия рыбоприемных пунктов (места доставки уловов ВБР) или их несоответствие требованиям законодательства;
  • бесконтрольного оборота уловов водных биоресурсов;
  • нарушений предприятиями ветеринарно-санитарных требований.

Обращаем внимание, что Технический регламент «О безопасности рыбы и рыбной продукции», устанавливает требования к сырью, хранению, переработке, транспортировке и реализации рыбной продукции, которые действуют на территории всего Евразийского экономического союза и обязательны для исполнения всеми рыбоперерабатывающими предприятиями Российской Федерации. Нарушения требований данного технического регламента являются основанием для возбуждения административного производства по ст.14.43 КРФ об АП.

С целью профилактики нарушений ветеринарно-санитарных требований при выращивании, добыче (вылове) водных биоресурсов, переработке и обороте рыбной продукции Управлением:

  • разработаны и размещены на сайте памятки для поднадзорных предприятий по нарушениям ветеринарного законодательства;
  • запланировано проведение публичных мероприятий, разъяснительной и профилактической работы в СМИ с населением и хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного комплекса по предотвращению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере производства и оборота продукции животного происхождения, в т.ч. продукции из водных биологических ресурсов.
  • информация о контрольно-надзорной деятельности Управления в сфере производства и оборота рыбной продукции регулярно отражаются в средствах массовой информации.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля Функции по контролю и надзору в сфере карантина и семеноводства сельскохозяйственных растений и также обеспечения качества и безопасности зерна осуществляются специалистами отдела контроля и надзора в области карантина растений и отдела государственного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля Функции по контролю и надзору в сфере карантина и семеноводства сельскохозяйственных растений и также обеспечения качества и безопасности зерна осуществляются специалистами отдела контроля и надзора в области карантина растений и отдела государственного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации.

Функции по контролю и надзору в сфере карантина и семеноводства сельскохозяйственных растений и также обеспечения качества и безопасности зерна осуществляются специалистами отдела контроля и надзора в области карантина растений и отдела государственного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации.

В установленной сфере за 1 полугодие 2018 года проведено 42 плановые проверки, выявлено 296 правонарушений, вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 1 млн. 562 тыс. 300 руб., вынесено 14 предупреждений и 3 постановления о замене административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КРФ об АП.

При осуществлении полномочий в сфере государственного контроля и надзора в области карантина растений проконтролировано и сертифицировано подкарантинной продукции более 2,2 млн. т, 4,6 млн. шт. и около 4 тыс. м³. Выдано 3 263 фитосанитарных сертификата, 40 956 карантинных сертификатов и 171 акт карантинного фитосанитарного контроля.

В ходе проведения карантинного фитосанитарного досмотра отобрано более 5 тысяч образцов (5 175) подкарантинной продукции. По результатам исследований в отечественной продукции установлено 868 случаев заражения 3 видами карантинных объектов. По выявленным фактам применены меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В 2018 году на территории Волгоградской области утверждены «План совместных мероприятий по борьбе с карантинными сорными растениями на территории Волгоградской области на 2018 год» и «План мероприятий, направленных на установление фитосанитарного состояния территории Волгоградской области». Ответственными лицами за исполнение указанных в Плане мероприятий назначены собственники земельных участков и ряд ведомств: комитет сельского хозяйства области; комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии; администрации муниципальных образований.

В целях исполнения данных планов, должностными лицами Управления проводятся карантинные фитосанитарные обследования, общая площадь обследования по состоянию на сегодняшний день составила около 40 тыс. га.

В связи с благоприятными климатическими условиями и развитой транспортной инфраструктурой Волгоградская область находится в зоне высокого фитосанитарного риска и требует постоянного проведения мероприятий, направленных как на недопущение проникновения и распространения карантинных объектов на территории области, так и улучшение сложившейся фитосанитарной обстановки.<В связи с благоприятными климатическими условиями и развитой транспортной инфраструктурой Волгоградская область находится в зоне высокого фитосанитарного риска и требует постоянного проведения мероприятий, направленных как на недопущение проникновения и распространения карантинных объектов на территории области, так и улучшение сложившейся фитосанитарной обстановки./p>

Проникновение на территорию Российской Федерации коричнево-мраморного клопа, высокая вероятность его акклиматизации, адаптивность вредителя к кормовым растениям, его многоядность представляет угрозу сельскому хозяйству региона.

В целях информирования хозяйствующих субъектов, граждан и организаций Главам районных администраций, Главам сельских поселений, основным сельхозпроизводителям, направлены (февраль, март) информационные письма об угрозе, связанной с распространением коричнево-мраморного клопа, а также перечень рекомендуемых препаратов для локализации и ликвидации вредителя. Проведена работа по уведомлению населения в рамках сходов граждан, роздано населению в зоне возможного распространения вредителя более 1000 листовок. Для оперативного оповещения о фактах выявления карантинного объекта на сайте Управления создана «горячая линия». Во все районные печатные издания и СМИ направлена информация о риске распространения коричнево-мраморного клопа.

С начала года, в местах доставки подкарантинной продукции и возможного проникновения коричнево-мраморного клопа, инспекторами проведено 16 рейдов по обследованию складских помещений, обследовано более 800 га, установлено 130 феромонных ловушек. В настоящее время случаи обнаружения на территории Волгоградской области карантинного вредителя отсутствуют.

В случае выявления карантинного организма необходимо немедленно информировать Управление по телефону «горячей линии»: 8(8442) 23-29-10.

Обращаю внимание, что в мае 2018 года вступил в силу Приказ Минсельхоза России от 23.01.2018 № 23 «Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации». Мониторинг фитосанитарного состояния территории Российской Федерации проводится Россельхознадзором и его территориальными управлениями для выявления карантинных объектов, предотвращения их проникновения на территорию России и последующего распространения и осуществляется следующими способами:

  • наблюдение за текущим фитосанитарным состоянием территории РФ;
  • наблюдение за ранее выявленными популяциями вредных организмов;
  • актуализация результатов инвентаризации очагов карантинных объектов.

Мониторинг проводится по каждому объекту, включенному в единый перечень карантинных объектов ЕАЭС, на земельных участках любого целевого назначения, местах складирования и иных объектах, которые способны быть источниками карантинных объектов, в том числе в местах посева и посадки подкарантинной продукции.

С начала вегетационного периода 2018 года проводится мониторинг с помощью феромонных ловушек. Всего на территории Волгоградской области будет применено 1,5 тыс. шт. феромонных ловушек.

Распространенным нарушением в сфере карантина растений в I полугодии 2018 году являлось не проведение систематических обследований владельцами, пользователями земельных участков.

Согласно Закону «О карантине растений» ответственность за выполнение мероприятий по борьбе с карантинными объектами возлагается на граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде земельные участки. В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.04.2009 №160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований» пользователи подкарантинных объектов обязаны проводить систематические обследования в целях своевременного выявления и ликвидации очагов карантинных объектов. Не смотря на неоднократные обращения Россельхознадзора к сельхозпроизводителям такие систематические обследования практически не проводятся.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 09.01.2017 № 1 утвержден порядок немедленного извещения Федеральной службы Россельхознадзора об обнаружении признаков заражения и/или засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов подкарантинными объектами, в соответствии с которым заявитель в срок не позднее, чем 1 календарный день с момента обнаружения признаков заражения направляет извещение в Управление.

За нарушение правил борьбы с карантинными объектами привлечено к ответственности 39 хозяйствующих субъектов, сумма наложенных штрафов составила 87 тыс. 700 рублей. В том числе, нарушения выявляются и на территориях учреждений образования и здравоохранения - установлено 12 случаев произрастания карантинного объекта на территории школ и детских садов.

Также одним из видов нарушений, выявленных с 01 января 2018 года, стало неизвещение о доставке и прибытии подкарантинной продукции, соответственно непогашение карантинного сертификата.

Действующим законодательством, в частности статей 15 Федерального закона № 206 – ФЗ «О карантине растений» от 21.07.2014, установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований. Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, причем хранение в таких случаях осуществляется изолированно от подкарантинной продукции свободной от карантинных объектов.

В соответствии с Законом «О карантине растений» все производители сельскохозяйственной продукции независимо от форм собственности обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования при производстве (выращивании), хранении, перевозках и реализации подкарантинной продукции. Перевозка подкарантинной продукции должна осуществляться с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и засорения территории Российской Федерации карантинными объектами. Подкарантинная продукция, выращенная в карантинной фитосанитарной зоне, при вывозе должна проходить процедуру установления карантинного фитосанитарного состояния и сопровождаться карантинным сертификатом, удостоверяющим отсутствие карантинных объектов.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в сфере карантина растений по фактам выявленных нарушений возбуждено 231 дело об административных правонарушениях на сумму 1 млн. 62 тыс. 700 рублей, вынесено 14 предупреждений и 3 постановления о замене административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КРФ об АП.

Участникам ВЭД и лицам, осуществляющим вывоз подкарантинной продукции на территорию таможенного союза напоминаем, что требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» установлено - каждая партия подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска при вывозе из России в страны члены таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Армения, Кыргызстан) должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, который выдается на срок действия до 30 календарных дней.

Обращаем внимание участников внешнеэкономической деятельности и предприятий, осуществляющих реализацию продукции растительного происхождения (фрукты, овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды), что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» установлен запрет ввоза на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Выявленная запрещенная к ввозу продукция подлежит изъятию и уничтожению.

Для предотвращения распространения карантинных объектов, повышения урожайности и качества получаемой сельхозпроизводителями продукции осуществлялся контроль за качеством семенного и посадочного материала. Досмотрено 430 партий семенного материала импортного и отечественного происхождения.

По результатам экспертиз, проведенных испытательным центром ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлено несоответствие требованиям стандартов 6 партий общей массой весом 190,9 тонн, из них 9 партий импортного происхождения.

По итогам государственного семенного надзора возбуждено 41 административное дело на сумму 179 тыс. рублей.

По фактам выявленных нарушений в сфере семеноводства необходимо обратить внимание на высев партий семян без документов, подтверждающих сортовые и посевные качества, установлены также случаи использования для высева семян сельскохозяйственных культур объемом около 600 тонн, не соответствующих показателям стандарта по всхожести.

Отдельные сельхозпроизводители считают, что если семена производятся самостоятельно и используются только на собственные нужды, то оценка сортовых и посевных качеств не нужна. Однако такая позиция не только приводит к нарушению действующих норм законодательства, но и не позволяет собственнику непроверенных семян оценить эффективность затрачиваемых средств при получении продукции.

Напоминаем, что в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.12.1997г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» запрещается использовать для посева семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, не зависимо от форм собственности сельхозпроизводителей за нарушение правил производства, использования, хранения и реализации предусмотрена административная ответственность по ст. 10.12 КРФ об АП, мерой наказания которой может быть предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В 2018 году установлены факты ввоза партий семян по документам о качестве с истекшим сроком, отдельные партии были ввезены без сортовых документов, не всегда маркировка ввезенных партий соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

14.05.2018г. вступил в силу Приказ Минсельхоза РФ от 12 декабря 2017 г. N 622 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений".

Федеральным законом от 17.12.1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» (ст.33) разрешен ввоз в Российскую Федерацию партий семян сельскохозяйственных растений при наличии оформленных документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, и если указанные парии соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

За нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений предусмотрена административная ответственность по ст. 10.14 КРФ об АП с мерой ответственности в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Необходимо отметить, что при проверке физических лиц, занимающихся реализацией посадочного материала, ежегодно выявляются факты реализации саженцев плодовых и ягодных культур без документов, подтверждающих сортовые и посадочные качества.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства посадочный материал, должен быть проверен на соответствие требованиям стандартов по биометрическим, фитосанитарным, сортовым показателя и подтвержден соответствующими документами. Партия посадочного материала при использовании или реализации должна быть оформлена сертификатом качества или протоколом испытаний и актом апробации. Не допускается при реализации наличие вредителей и болезней.

В сфере качества и безопасности зерна проведено 33 плановые проверки, из них 15 проверок в отношении госучреждений, осуществляющих закупку круп для государственных нужд.

За нарушения требований нормативно-правовых документов в сфере безопасности, качества зерна и продуктов его переработки возбуждено 24 дела об административных правонарушениях, сумма штрафов составила 327 тыс. 600. рублей.

В ходе проверок учреждений, осуществляющих закупку круп для государственных нужд устанавливаются нарушения требований законодательства Российской Федерации при приемке и хранении круп, используемых для питания людей, а также детей, учащихся, такие как:

  • прием продукции без документов, подтверждающих качество и безопасность (декларация о соответствии);
  • прием круп без маркировочных ярлыков и не в таре производителя;

Согласно Санитарным правилам поступающие в организацию продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29 – ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что в обороте не могут находиться продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, которые определяются визуально, а также не имеющие сроков годности и соответствующей маркировки.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

За вышеуказанные нарушения законодательства предусмотрено административное наказание по ст. 7.18 КРФ об АП (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей).

Также устанавливаются факты нарушений законодательства изготовителями и поставщиками круп используемые для приготовления пищи в государственных учреждениях.

Специалистами Управления в 1 полугодии 2018 года проинспектировано около 120 кг крупы при проверках госучреждений. По результатам лабораторных исследований Волгоградского филиала ФГБУ «Центр оценки безопасности и качества зерна» выявлено более 50 кг крупы, не соответствующей требованиям Техническим условиям ГОСТов (по виду крупы, крупности, недодиру, содержанию доброкачественного ядра, сорной примеси и др.).

За вышеуказанные правонарушения Управлением составлен 1 протокол по ч. 1 ст. 14.43 КРФ об АП на изготовителей и поставщиков продукции.

Изготовителям необходимо обратить особое внимание на производство круп, а именно необходимо, что бы она соответствовала действующему законодательству согласно с которыми данная продукция вырабатывается (требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и требованиям нормативных документов (ГОСТам, ТУ, СТО и др.).

В целях соблюдения требований, предусмотренных техническим регламентом Таможенного союз «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011 проведено 18 плановых проверок в отношении производителей зерна. В ходе проверок проинспектировано более 32,5 тыс. тонн зерна. По результатам лабораторных исследований установлено, что более 654 тонны зерна не соответствует требованиям Регламента по зараженности и загрязненности вредителями хлебных запасов.

В ходе плановой выездной проверки в результате лабораторных исследований проб, отобранных при проведении проверки, выявлено превышение содержания микотоксина (Т-2 токсин) в партии кукурузы более чем в 3 раза. Владелец указанной партии кукурузы привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КРФ об АП, а также выдано предписание о прекращении действия декларации о соответствии на данную партию кукурузы.

При рассмотрении уведомления Управления Росаккредитации по ПФО о выявлении схемы незаконного осуществления деятельности по обязательному подтверждению соответствия продукции в форме принятия декларации о соответствии, поступившего в Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на территории Волгоградской выявлен факт нарушения действующего законодательства, в отношении нарушителя возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.44 КРФ об АП за недостоверное декларирование продукции - пшеницы продовольственной 4 класса, выдано предписание о прекращении действия декларации о соответствии в связи с недостоверным декларированием.

Всего за 1 полугодие 2018 года выдано 6 предписаний о прекращении действия деклараций о соответствии. Информация о выдаче предписаний направлена в Федеральную службу по аккредитации.

Основными нарушениями требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» являются:

  • выпуск в обращение зерна без подтверждения соответствия требованиям безопасности (декларация о соответствии);
  • отсутствие в товаросопроводительных документах прослеживаемости зерна, перевозимого бестарным методом.

Необходимо напомнить, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, в соответствии с требованиями Технического Регламента, выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Перечень аккредитованных лиц на проведение испытаний зерна на соответствие требованиям ТР ТС 015/2011 размещён на сайте Федеральной службы аккредитации http://fsa.gov.ru в разделе Реестры во вкладке Декларации о соответствии.

Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

За нарушение вышеперечисленных требований предусмотрена административная ответственность КРФ об АП по статье 14.43 (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей).

В 1 полугодии 2018 года при проведении плановых проверок соблюдения условий производства, хранения и реализации зерна и продуктов его переработки 14 предприятий было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КРФ об АП за нарушения правил выпуска в обращение зерна, в соответствии с требованиями Технического Регламента.

Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия обращает внимание всех заинтересованных участников зернового рынка, что с 1 июля 2018 года изменяются нормы содержания в зерне горчака ползучего и зараженности зерна клещом.

В соответствии с пунктом 3.1. Решения комиссии Таможенного союза от 3 декабря 2011 года № 874 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» 015/2011:

  • требования Приложения 2 к Техническому регламенту по показателю «зараженность вредителями» действуют до 1 июля 2018 года, по истечении указанной даты устанавливается норма «не допускается»;
  • требования Приложений 3 и 5 к Техническому регламенту по показателю «горчак ползучий» (по совокупности с другими установленными вредными примесями) действуют до 1 июля 2018 года, по истечении указанной даты устанавливается норма «горчак ползучий - не допускается».

Обращаем внимание лиц ранее привлеченных к административной ответственности на то, что уклонение от исполнения административного наказания и неуплата административного штрафа в срок является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.25 КРФ об АП. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

На основании вышеизложенного, призываем хозяйствующих субъектов, занимающихся выращиванием, хранением, реализацией и использованием поднадзорной продукции, соблюдать действующее законодательство РФ в сфере карантина растений, безопасности зерна и семеноводства.


Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!