x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад об итогах практической деятельности Управления

за 2017 года на территории Астраханской области

Сегодня в целях исполнения поручения министра Российской Федерации по вопросам открытого правительства Михаила Анатольевича Абызова по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации идеалов и принципов «открытого правительства» мы проводим публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и заслушаем доклады о практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия за 2017 г. на территории Астраханской области.

Управление является участником реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В рамках работы по открытости Управлением разработаны проекты публичной Декларации целей и задач Управления, утверждены планы по реализации концепции открытости Управления, по реализации мероприятий в области открытых данных на 2017-2019 гг.

В целом реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности предполагает реформу государственного контроля и надзора по нескольким важнейшим направлениям.

Одним из шагов реформы стало решение об освобождении субъектов малого предпринимательства от плановых проверок, так называемые надзорные каникулы.

С учетом этого проект плана проверок Управления на 2018 год включает в себя 340 проверок, это на 77 % меньше, чем запланировано проверок на 2017 год.

Еще одно важное изменение ФЗ № 294-ФЗ, это статья 8.1, предусматривающая применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В настоящее время земельный надзор и лицензионный контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода.

Далее хочу озвучить общие результаты правоприменительной практики Управления на территории Астраханской области.

В 2017 году специалистами Управления пресечено 1189 правонарушений и составлено 558 материалов контрольно – надзорных мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 7 млн.128,3 тыс. руб.

По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 287 постановлений о вынесении предупреждения и устного замечания; в соответствии с ч.1. ст. 4.1.1 КоАП РФ за правонарушение, совершенное впервые наказание в виде административного штрафа в 9 случаях заменено на предупреждение.

Привлечено к административной ответственности 1137 субъектов, в том числе: 323 юридических лица, 124 индивидуальных предпринимателя, 278 должностных лиц, 412 граждан.

В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 527 предписаний, внесено 312 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

По фактам выявленных нарушений 185 дел направлено в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Количество оформленных фитосанитарных документов в 2017 году на территории Астраханской области:

- 86 карантинных сертификатов;

- 7 413 фитосанитарных сертификатов.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности на территории Астраханской области переоформлено 15 лицензий, выдано - 5.

В целях освещения деятельности Управления выпущено 4696 публикаций (электронные СМИ – 3850, печатные СМИ – 266, радио – 428, телевидение – 152).


Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора

Общая площадь земель Астраханской области составляет 5 млн. 292 тыс. га, из них: земель сельскохозяйственного назначения – 3,646 млн. га (69% территории), в том числе: пашни – 270,7 тыс. га (7% земель сельскохозяйственного назначения), пастбищ – 2265,3 тыс. га (62 %), сенокосов – 355,5 тыс. га (10%), залежь 7,8 тыс. га (0,2%), многолетние насаждения – 5,2 тыс. га (0,14%).

На территории области 106 муниципальных образования, в том числе 11 районных, 2 городских округа, 140 городских и сельских поселений.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» - отдел земельного надзора Управления осуществляет государственный земельный надзор по соблюдению земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, которые определяют осуществление государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода; предусматривается разделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на категории риска.

Отнесение земельных участков к категориям риска (а равно изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя ТУ РСХН.

Проведение Россельхознадзором плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:

для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 3 года;

для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в ТУ РСХН о присвоенных земельным участкам категориям. Также, субъект может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.

Одним из важных условий, обеспечивающих рост производства сельскохозяйственной продукции является эффективное использование земельных ресурсов, в том числе земель сельскохозяйственного назначения.

Сельхозтоваропроизводителям особое внимание следует уделять качественному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжается тенденция снижения доли плановых проверок, а также проводится активная работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства.

В соответствии с ч. 5 ст.8.2 вышеуказанного Федерального закона, а также Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166, Управление Россельхознадзора как орган государственного надзора, в настоящее время имеет право составлять и направлять юридическим лицам такой документ как предостережение.

За период 2017 года выдано 21 предостережений о недопустимости нарушения земельного законодательства в соответствии с положениями ч.5 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294, было получено 1 возражение. Предостережения составляются и направляются организации в случае, если Управление выявило в ходе своих надзорных мероприятий признаки нарушений нормативных требований.

Основными нарушениями в области землепользования являются:

- неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;

- повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.

За 2017 год специалистами Управления на территории Астраханской области по ч.2 ст.8.8 и ч.2 ст.8.7 КРФ об АП за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения было вынесено 54 постановления на сумму штрафа 724 тыс. рублей в отношении физических и юридических лиц.

В целях реализации Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением ФНС по Астраханской области и Управлением в Управление ФНС по Астраханской области направлено 25 материалов дел об административном правонарушении по ч.2 ст. 8.8 и ч.2 ст.8.7 КРФ об АП.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотрено принудительное изъятие земельного участка у собственника, если он в течение трех и более лет подряд не использует его для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В соответствии с указанной статьей Закона, принудительное изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Признаки неиспользования земельного участка установлены постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

Проведены внеплановые проверки по исполнению ранее выданных предписаний, в ходе которых 35 предписаний было исполнено. Введено в оборот 664,5 га земель сельскохозяйственного назначения.

За 2017 год выявлено 6 фактов самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на земельных участках общей площадью 2, 1 га. По ч.1 ст.8.6 КРФ об АП составлено 7 протоколов.

Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации №525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 предусмотрено предварительное получение разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется только при наличии специального разрешения, выданного в соответствии с Постановление Правительства Астраханской области от 12 октября 2010 г. № 437-П «О Порядке выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель Астраханской области».

В случае порчи почвы, а также перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями (вскрышными породами, отходами производства и потребления), производится расчет ущерба, согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» № 238 от 08.07.2010.

В 2017 г. с Астраханской областной прокуратурой согласовано проведение 5 внеплановых проверок с хозяйствующими субъектами.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно вышеуказанным нормам закона на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться свалки, так как указанные земли предназначены для нужд сельского хозяйства. Невыполнение землепользователями, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КРФ об АП.

Специалистами Управления за 2017 на территории Астраханской области отобрано 285 проб почвы с площади 4395,57 га в том числе на агрохимические показатели – 254 пробы, на площади 4303,33 га, химико – токсикологические показатели – 31 проба на площади 92,242 га.

Выявлено снижение показателей плодородия в 72 образцах почвы на площади 460,1 га. Выявлено превышение установочных нормативов по исследованиям на химико – токсикологические показатели, в том числе превышение содержания нефтепродуктов в 7 образцах, превышение бензапирена в 3 образцах и иных токсикантов в 3 образцах почвы.

По фактам снижения плодородия почвы возбуждено 4 административных дела, наложено штрафов на сумму 438 тыс. рублей.

Так, по итогам экспертного заключения выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами, что привело к причинению вреда почве. Размер вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, составил 971 520 руб. Общая сумма рассчитанного ущерба составляет 3 млн. 687, 6 тыс. рублей.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого становится использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли, определенных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011г № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

При проведении административного расследования в отношении физического лица, возбужденного на основании поступившего в Управление обращения из администрации МО «Енотаевский район» по факту проведения земляных работ по демонтажу труб оросительной системы на земельных участках сельскохозяйственного назначения без разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова установлено, что на площади 19620 кв. м. при помощи тяжелой техники проведены работы по демонтажу труб оросительной системы. В ходе проведения административного расследования данным гражданином не было предоставлено разрешение на проведение внутрихозяйственных работ в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 12.10.2010г. №437 – П, а также проект рекультивации нарушенного земельного участка.

В ходе проведения административного расследования была назначена почвоведческая экспертиза по делу об административном правонарушении, порученная ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011г. №612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» выявлено снижение содержания органического вещества, снижение содержания подвижного фосфора, подвижного калия, увеличение щелочности почвы.

По итогам проведения административного расследования гражданин привлечен к административной ответственности.

Также, должностными лицами Управления по Астраханской области, составлены протоколы об административных нарушениях и направлены в соответствии с компетенцией для рассмотрения в суды общей юрисдикции 15 протоколов: по ч.25 ст.19.5 КРФ об АП за невыполнение в срок предписания федеральных органов - 9 протоколов; по ч.26 ст.19.5 - 2 протокола, по ч.1 ст.20.25 КРФ об АП - 4 протокола.

Специалистами земельного надзора на регулярной основе проводятся разъяснения обязательных требований, содержащихся в нормативно правовых актах, а именно - семинары, инструктажи, тематические конференции, заседание рабочих групп. Специалисты отдела приняли участие в 46 совещаниях и семинарах по вопросам осуществления земельного надзора.

По вопросам осуществления государственного земельного надзора подготовлено 104 материала для СМИ из них: 9 телерепортажей; 20 выступления на радио; опубликовано 5 статей в газетах и информационных агентствах, размещено 70 материалов в сети Интернет, их них 61 на сайте Управления.

В соответствии с законодательством на сайте Управления размещается информация о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях, осуществляется постоянный информационный обмен с исполнительными органами власти субъектов, входящих в зону деятельности Управления в рамках межведомственного взаимодействия.

В 2017 году Управление выходило с инициативой включения в повестку дня заседания межведомственной комиссии по организации взаимодействия органов исполнительной власти в сфере земельных отношений, рассмотрение вопроса о разработке и принятии нормативно – правового акта о Порядке изменения вида сельскохозяйственных угодий на территории Астраханской области. На данный момент Порядок изменения вида сельскохозяйственных угодий утвержден только в Республике Калмыкия Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27.03.2014 №116 «Об утверждении Порядка изменения вида сельскохозяйственных угодий, находящихся на территории Республики Калмыкия».

Информацию о деятельности отдела и об изменениях в земельном законодательстве можно получить на сайте www.rsn-rostov.ru.

За разъяснениями по возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел земельного надзора по телефону 8-8512-40-12-17 или в письменной форме в Управление Россельхознадзора по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214А.
























Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора

В рамках наделенных полномочий в сфере внутреннего ветеринарного надзора отделом ветеринарного контроля и надзора на территории Астраханской области проведено 260 проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению ими требований ветеринарного законодательства РФ, из них 121 плановых, 137 внеплановых и 2 по согласованию с прокуратурой.

По фактам выявленных нарушений составлено 304 протокола об административных правонарушениях, выдано 96 предписаний об устранении выявленных нарушений. Общая сумма наложенных штрафов составила 2 млн. 435,8 тыс. рублей.

В отношении государственного ветеринарного надзора также предусмотрен риск-ориентированный подход при осуществлении проверочных мероприятий; Правительством подготовлен проект постановления, утверждающий критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Применение риск-ориентированного подхода должно обеспечить снижение нагрузки на предпринимателей и в то же время более эффективный контроль.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности в 2017 году на территории Астраханской области выдано 5 лицензий, переоформлено 15.

В ходе контроль-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предприятий, осуществляющих содержания и разведение сельскохозяйственных животных, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Не обеспечено ограждение ферм, препятствующее бесконтрольному проходу посторонних людей и животных.

Отсутствуют или не функционируют дезинфекционные барьеры, санитарные пропускники.

Не все поголовье животных подвергается обязательным ветеринарным обработкам.

Нарушаются правила обращения с биологическими отходами, а именно они закапываются в землю или вывозятся на свалки.

На птицеводческих предприятиях не обеспечена защита от контакта с синантропной птицей.

Это все может привести к возникновению в хозяйстве заразных, в том числе особо опасных, болезней животных и птицы.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена частями 1 и 2 ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение правил обращения с биологическими отходами – ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы она гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.

Дезинфекционный барьер должен располагаться при въезде на территорию фермы, должен иметь навес, длина дезбарьера – 9 м по зеркалу дезраствора. Заправка дезбарьера должна осуществляться периодически по мере расхода дезсредства.

Санитарный пропускник должен располагаться при входе на территорию фермы. В нем должны быть созданы условия для переодевания людей, принятия душа, стирки спецодежды.

Все поголовье животных в зависимости от возраста в обязательном порядке должно предоставляться ветеринарным специалистам для проведения обязательных ветеринарных обработок, включающих в себя диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, а также профилактические вакцинации.

В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, уничтожение биологических отходов должно осуществляться на утильзаводе, в скотомогильнике, соответствующем установленным требованиям, или путем сжигания в присутствии ветеринарного специалиста.

В помещениях для содержания птицы необходимо оборудовать защитные сетки либо иные приспособления, препятствующие проникновению синантропной птицы.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий осуществляющих убой сельскохозяйственных животных и птицы, переработку мясной продукции, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Отсутствуют либо не оборудованы должным образом места для предубойного содержания животных.

Допускается пересечение путей ввода животных и вывоза готовой продукции.

Настенные и напольные покрытия не обеспечивают возможность проведения тщательной мойки и дезинфекции.

Не оборудованы должным образом места ветеринарного контроля.

Не осуществляется система контроля качества, основанная на принципах ХАССП.

К убою допускаются животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы.

Нарушаются правила маркировки выпускаемой мясной продукции.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил на предприятиях по убою животных и проработке мяса предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение требований технических регламентов – ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями технического регламента «Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции», на предприятиях, осуществляющих убой животных должно быть оборудовано место для предубойной выдержки животных, где будет осуществляться предубойный ветеринарный осмотр.

На убойном предприятии не должны пересекаться «грязные» и «чистые» пути, т.е. пути ввода животных, вывоза боенских отходов и продуктов убоя.

Настенные и напольные покрытия должны быть выполнены из гладких стойких к агрессивной среде материалов, позволяющих производить их качественную мойку и дезинфекцию.

Для ветеринарного осмотра продуктов убоя на контрольных точках, предусмотренных ХАССП, должны быть оборудованы места со специальным освещением. Контрольные точки устанавливаются программой, утвержденной руководителем предприятия.

Животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы не допускаются к приему на боенское предприятие. При поступлении таких животных необходимо информировать государственную ветеринарную службу для принятия решения об их дальнейшем использовании.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, хранение и реализацию продукции животного происхождения, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.

Нахождение в обращении продукции животного происхождения без маркировки, предусмотренной действующим законодательством.

Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо:

- принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;

- не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристиках продукции;

- тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648.

Оформление ВСД осуществляется при:

производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России N 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 647, могут осуществлять аттестованные для этой цели специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 646, могут осуществлять уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - организации), и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - индивидуальные предприниматели).

До 01.01.2018 ветеринарные сопроводительные документы могут оформляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе, а с 01.01.2018 – обязательно в электронном виде.

Одним из эффективных механизмов осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов является проведение лабораторного мониторинга.

В соответствии с «Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000г. № 883, мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.

Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.

Начиная с 2007 года Россельхознадзором ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения.

В рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, а также государственного задания по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, специалистами Управления на территории Астраханской области в 2017 году была отобрано 383 пробы пищевой продукции. Исследования проводились на безвозмездной для хозяйствующих субъектов основе, за счет средств федерального бюджета.

Из 383 образцов несоответствие выявлено в 78: в 9 образцах выявлено несоответствие по микробиологическим показателям, в 7 образцах выявлены остатки лекарственных препаратов, в 62 образцах молочной продукции установлена фальсификация жирами немолочного происхождения.

В соответствии с действующими требованиями технических регламентов Таможенного Союза, если при изготовлении продукции используются жиры немолочного происхождения, такая продукция должна называться не молочной, а молокосодержащей. Информация о наличии жиров немолочного происхождения должна указываться на маркировке.

Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 14.43 и 14.44 КоАП РФ, а также приостановление действия декларации соответствия.

В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения выявляются следующие типовые нарушения установленных требований:

  1. Осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии.

Нахождение в обращении контрафактных (не зарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств).

Нарушение условий хранения лекарственных средств.

Нахождение в обращении лекарственных средств с истекшими сроками годности.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 утверждено «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется.

Лицензию на розничную торговлю на территории Астраханской области выдает Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на оптовую – центральный аппарат Россельхознадзора.

С порядком получения лицензии можно ознакомиться на сайте Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в разделе «Регистрация и лицензирование».

В соответствии с «Правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утвержденными приказом МСХ РФ от 15.04.2015 № 145, лекарственные средства должны храниться в условиях, установленных производителем.

Лекарственные средства с истекшими сроками годности должны изыматься из обращения и уничтожаться на специализированных предприятиях, имеющих лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности.

Проверить зарегистрировано лекарственное средство на территории Российской Федерации или нет можно в специальном разделе «Регистрация и лицензирование» на официальном сайте Россельхознадзора. Данный сервис интегрирован с ИС «Ирена», созданной для регистрации лекарственных средств и кормовых добавок.

На сегодняшний день одним из основных приоритетных направлений Правительства РФ является «Экспорт продукции АПК». Ключевой целью данного направления является поддержка и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков.

Экспорт подконтрольной госветнадзору продукции с территории Астраханской области в 2017 году составил:

  • Корма и кормовые добавки – 500 партий – 850 000 тонн;

  • Мясная продукция – 1 партия – 9 тонн;

  • Рыбная продукция – 100 партий – 1 800 тонн;

  • Мелкий рогатый скот – 50 партий – 21 500 голов.

  • Крупный рогатый скот – 40 партий – 3 000 голов.

  • Непищевые рыбные отходы – 9 партий – 30 тонн;

В связи с неоднократными выявлениями нарушений в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении партий отправляемой на экспорт товаров хотелось бы разъяснить основные моменты проведения контроля специалистами отдела при экспорте.

Основными условиями экспорта подконтрольных Россельхознадзору товаров является:

  • наличие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер»;

  • выполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера;

  • разрешение Россельхознадзора на вывоз;

  • ветеринарный сертификат формы №5, в случае вывоза товаров в страны СНГ ветеринарное свидетельство, либо ветеринарный сертификат установленной формы страны-импортера.

Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г. введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть внесены:

  • производитель животноводческой продукции;

  • производители и оптовые организации торговли фармацевтическими препаратами для ветеринарного применения;

  • животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;

  • предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.

Также, подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение, подконтрольных товаров.

Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требований страны-импортера. Управление Россельхознадзора совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.

Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.

Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.

Вследствие отсутствия предприятия-производителя и юридического и физического лица, осуществляющего промежуточное хранение поднадзорной экспортируемой продукции в Реестре экспортеров ИС «Цербер» специалистами отдела в 2017 году была задержана 31 партия подконтрольных товаров. Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального и регионального мониторинга.

При экспорте подконтрольных Россельхознадзору товаров необходимо строгое соблюдение требований ветеринарного законодательства страны-импортера, что предусмотрено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 317.

С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».

В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора инспектор территориального управления Россельхознадзора вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за легитимность представленных требований.

Также, одним из условий для экспорта подконтрольных товаров является наличие разрешения Россельхознадзора на вывоз, выданного государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении.

Приказом МСХ РФ от 7 ноября 2011 г. № 404, установлено, что выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:

  • поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;

  • собак, кошек, хорьков, кроликов, а также животных, в отношении которых Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, не установлены требования по обязательной вакцинации, и которые вывозятся владельцами для личного пользования;

  • кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;

  • охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;

  • лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

  • кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;

  • водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;

  • готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.

Хозяйствующим субъектам следует учитывать, что с января 2011 года запущены модули информационной системы "Аргус", которые обслуживают в автономном режиме выдачу разрешений на ввоз/вывоз продукции животного происхождения. Автономный режим дает возможность получить разрешение в течение нескольких минут в зависимости от скорости интернет-подключения.

Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.

Следующим условиям экспорта подконтрольной продукции является наличие ветеринарных сопроводительных документов. Так, согласно Приказа МСХ от 27.12.2016 г. № 589, ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.

При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм № 5, либо по ветеринарному сертификату установленной формы страной-импортером.

Данные ветеринарные сертификаты специалисты Управления Россельхознадзора выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пунктами 7, 8 Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 ветеринарные свидетельства оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах).

Товары, перемещаемые по территории стран СНГ сопровождаются ветеринарными свидетельствами, это предусмотрено Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии государств-участников СНГ от 22 ноября 1998 г.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация программы развития экспортного потенциала российских производителей продукции АПК также предусматривает проведение разъяснительной работы путем информирования заинтересованных в экспорте компаний, данное информирование позволит значительно увеличить возможности экспорта продукции АПК не только в страны СНГ, но и на европейские рынки.

Деятельность Управления по осуществлению ветеринарного контроля и надзора в сфере выращивания, воспроизводства, добычи (вылова), переработки и оборота рыбы и рыбной продукции направлена на эффективное обеспечение эпизоотического благополучия рыбохозяйственных водоемов, выпуска здорового рыбопосадочного материала и ветеринарно-санитарной безопасности продукции аквакультуры и рыбного промысла.

Основными направлениями работы в данной сфере является проведение мониторинга эпизоотической ситуации в рыборазводных хозяйствах, контроль и надзор за соблюдением ветеринарного законодательства в сфере выращивания и разведения товарной рыбы, рыбопосадочного материала, вылова, переработки, оборота рыбы, нерыбных объектов промысла и продукции из них.

За 2017 год эпизоотическая ситуация оставалась стабильной. Карантинных заболеваний не обнаружено. Заморы и токсикозы рыб не выявлены.

Управлением проводится регулярный мониторинг эпизоотической ситуации по болезням гидробионтов и мониторинг пищевой безопасности рыбной продукции, сырья и кормов. Согласно Приказам Россельхознадзора в 2017 году для исследований отобрано 341 проба:

- 184 проб на наличие возбудителей заболеваний;

- 157 проб на показатели пищевой безопасности.

Из 341 пробы – 46 исследовано в рамках Плана мониторинга безопасности районов промысла.

Исследования проведены в аккредитованных лабораториях ФГБУ «Саратовская МВЛ», ФГБУ «РРЦР» и ФГБУ «НЦБРП», ФГБУ «ВГНКИ», ФГБУ «ВНИИЗЖ».

По результатам лабораторных исследований в 27 пробах пищевой рыбной продукции выявлено несоответствие ветеринарно-санитарным требованиям по микробиологическим показателям, в т.ч. выявлено превышение микробного загрязнения, листерии, бактерии группы кишечной палочки, и золотистый стафилококк, являющиеся возбудителями инфекций опасных для здоровья человека, а также выявлено превышение токсичного канцерогена – бенз(а)пирена.

В целях взаимодействия по эффективному противодействию незаконному обороту водных биологических ресурсов и продукции из них специалисты Управления приняли участие в 9 мероприятиях, проводимых МВД России по Астраханской области. В ходе указанных мероприятий и в рамках государственного задания по мониторингу безопасности рыбной продукции и нерыбных объектов промысла отобрано 45 проб рыбной продукции. По результатам исследований в аккредитованных лабораториях ФГБУ «Нацрыббезопасность», г. Москва и ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлены 15 видов рыбной продукции (мороженая, вяленая, копченая рыбная продукция), не соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям. По результатам данных мероприятий специалистами Управления возбуждено 9 административных дел, а также по установленным фактам производства в целях сбыта недоброкачественной рыбной продукции направлены материалы в СУ СК РФ по Астраханской области для принятия мер в соответствии с ч. 1 ст. 238 УК РФ.

В ходе проведения мероприятий Пограничным Управлением ФСБ России по Республике Калмыкия и Астраханской области с привлечением специалистов Управления отобрано 10 проб рыбы мороженой и направлены в аккредитованную лабораторию ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора». По результатам лабораторных исследований во всех 10 пробах выявлено превышение по микробиологическим показателям (КМАФАнМ, БГКП). По выявленным фактам инспекторами возбуждено 4 административных дела по ч. 1 и ч.2 ст. 14.43, ч.1 ст. 14.44 КРФ об АП.

С целью противодействия несанкционированному обороту рыбной продукции и нерыбных объектов промысла во исполнение Протокола заседания межведомственной рабочей группы операции «Путина-2017» и по распоряжению начальника отдела, совместно с администрацией г. Астрахани и Астраханской области, УМВД России по Астраханской области, с Прокуратурой г. Ахтубинска Астраханской области за истекший период 2017 года госинспекторами отдела в местах несанкционированной торговли рыбой и рыбной продукции на территории г. Астрахани и Астраханской области было проведено 18 совместных рейдовых мероприятий. Возбуждено 33 административных дела по ч. 1 ст. 10.8 КРФ об АП, снято с оборота и уничтожено около 150,0 кг некачественной и опасной рыбной продукции.

Всего в 2017 году должностными лицами проведено 192 плановых и внеплановых проверок. Возбуждено 117 административных дел, в том числе 28 дел по материалам, переданным по подведомственности. Наложено штрафов на сумму 747 700 руб.

Всего за 2017 год снято с реализации и уничтожено 207,9 кг некачественной и опасной рыбной продукции, также снято с реализации и направлено на переработку в корм животным (рыбная мука) 1964 кг мороженой рыбы и 209,9 кг копченой рыбной продукции.

Возбуждено 16 административных дел по ч.1 ст.20.25 КРФ об АП в отношении неплательщиков.

В течение отчетного периода должностными лицами направлено в суд на рассмотрение 13 административных дел. Вынесено 6 решений (3 - ч.1 ст.14.43 КРФ об АП, 2 - ч.2 ст.14.43, 1 – ч.1 ст.14.44) в пользу Управления. По 3 делам заявления оставлены без удовлетворения, в связи с необходимостью переквалификацией данных нарушений по ч.2 ст.14.43 КРФ об АП, как представляющие угрозу здоровью потребителей. Указанные 3 административных дела по ч.2 ст.14.43 направлены в Арбитражный суд и находятся на рассмотрении.

В 3 квартале в судебном порядке рассматривалось заявление рыбоперерабатывающего предприятия о признании незаконными действий должностных лиц по проведению проверки и составлению протоколов по ч.2 ст.14.43 КРФ об АП. Решение суда – прекратить производство по делу в связи с отказом от иска заявителя.

Решением Росаккредитации приостановлена декларация о соответствии рыбной продукции производителя на основании решения Арбитражного суда АО по ч.1 ст.14.44 КРФ об АП. Оспаривание постановлений не производилось.

В 2017 году проведены обследования/аттестации 19 рыбоперерабатывающих предприятий Астраханской области на возможность соблюдения ветеринарно-санитарных требований при ввозе/вывозе, транспортировке, хранении и реализации рыбной продукции для включения в Реестры предприятий - экспортеров в третьи страны и Реестр таможенного союза (ЕАЭС) по 122 позициям.

В целях реализации Программы профилактики правонарушений в поднадзорной сфере проведен анализ административной практики и выявленных нарушений за 2017 год.

В сфере воспроизводства и аквакультуры выявлены следующие типичные нарушения: План ветеринарно-санитарных и профилактических мероприятий не выполняется, не проводится профилактическая обработка культивируемых рыб в выростных прудах с целью профилактики инфекционных и инвазионных болезней рыб, не проводятся обязательные профилактические мероприятия - дезинфекция автотранспорта, спецодежды, гидротехнических сооружений, рыбоводного инвентаря, оборудования; не ведутся журналы учета 11 и 22-вет.; приобретение кормов для рыб, органических удобрений без ветеринарных сопроводительных документов; применение неразрешенных органических красителей; нарушения требований к условиям хранения лекарственных средств; нарушения условий хранения кормов для рыб; реализация пищевой рыбоводной продукции без ВСД. За указанные нарушения предусмотрено наказание по ч.1 ст.10.6 КРФ об АП.

Указанные нарушения являются системными, взаимосвязанными и относятся к факторам, способствующим формированию нестабильной эпизоотической ситуации в условиях наличия природных очагов заболеваний гидробионтов.

В сфере переработки, хранения и оборота рыбной продукции наибольшее количество нарушений приходится на оборот рыбной продукции без ветеринарных сопроводительных документов: это и хранение без ВСД, реализация и транспортировка. Рыбная продукция без ВСД – это продукция, не прошедшая ветеринарно-санитарную экспертизу на безопасность для потребителя, а значит, она потенциально опасна, не исследована на отсутствие в ней патогенных микроорганизмов, паразитов, токсичных веществ и пр. Хранение, оборот и перевозка рыбной продукции без ВСД допускаются не только физ.лицами, торгующими организациями, но и должностными лицами образовательных учреждений. Т.е. создается угроза здоровью детей. За указанные нарушения предусмотрено наказание по ч.1 и ч.2 ст.10.8 КРФ об АП. За 2017 год инспекторами возбуждено 65 административных дела по ч.1 ст.10.8 КРФ об АП и 3 дела по ч.2 ст. 10.8 КРФ об АП.

Инспекторами выявлено отсутствие ветеринарно-санитарной экспертизы рыбной продукции на рынке г. Астрахани. По данному нарушению возбуждено административное дело по ч.1 ст.10.6 КРФ об АП на должностное лицо Службы ветеринарии Астраханской области. Необходимо отметить, что проведение ветеринарно-санитарной экспертизы рыбной продукции является обязательным мероприятием по предупреждению пищевых отравлений и профилактике заболеваний общих для человека и животных.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий за 2017 год установлено 27 фактов нарушений требований Технических регламентов – это отсутствие маркировки на рыбной продукции и выявлением в рыбной продукции превышения нормативов по показателям безопасности. Законодателем предусмотрены суровые штрафные санкции – по ч.1 ст.14.43 КРФ об АП от 20 тыс. руб. на ИП и от 100 тыс. руб. на ЮЛ, по ч.2 ст.14.43 - от 20 тыс. руб. на ИП и от 100 тыс. руб. на ЮЛ и это обосновано комплексом последствий от данного вида нарушений. Отсутствие маркировки свидетельствует о неизвестном происхождении продукции, неустановленной даты выработки и срока хранения. В случае кустарного производства – однозначно, что продукция не исследована на показатели качества и безопасности, а возможно, и произведена из «неизвестного» сырья. Внешне привлекательный вид и аппетитный запах рыбной продукции неизвестного происхождения абсолютно не гарантирует качество и безопасность для потребителя. Например, опасные микроорганизмы (золотистый стафилококк, листерии) и тяжелые металлы – не «пахнут». А определить сколько бенз(а)пирена в копченой рыбе «на глаз» определить невозможно. Возбуждено 27 административных дел (22 - по ч. 1 ст.14.43, 5 - ч.2 ст.14.43 КРФ об АП). Перерабатывающими предприятиями направлено на переработку в корм животным свыше 2 тонн рыбной продукции. Два предприятия были поставлены на усиленный лабораторный контроль, проведены исследования от 10 партий аналогичной продукции. Предприятиям пришлось пересмотреть программы производственного контроля в части обработки и дезинфекции оборудования и инвентаря. Значит действующие до этого программы просто «не работали», не позволяли осуществить действенный контроль за выпуском безопасной продукции.

Также, при проведении проверок рыбоперерабатывающих предприятий выявлены и другие нарушения. Например, нарушены требования к складированию при хранении готовой рыбной продукции – так называемые отступы от стен холодильных камер, отсутствие технологических проходов, отсутствие при входе в камеры защитных штор/занавесей. Несоблюдение этих требований не позволяет рыбной продукции достичь требуемых температурных пределов в толще продукта, а значит, ставит под сомнение установленный срок годности. В случае с мороженой рыбной продукцией – не позволяет гарантировать полное обеззараживание от паразитов, опасных для здоровья человека.

Еще к типичным нарушениям можно отнести отсутствие дезинфекционных ванн/ковриков при входе в производственные помещения, отсутствие контроля качества проведенной дезинфекции оборудования и инвентаря. Необходимо отметить, что дезинфекция оборудования, в том числе холодильных камер, является обязательным мероприятием по предупреждению пищевых отравлений и профилактике заболеваний общих для человека и животных. Игнорирование или некачественное проведение профилактических и обязательных дезинфекций повышают вероятность микробиологического загрязнения и выпуска небезопасной рыбной продукции. В дальнейшем предприятие несет затраты на необходимые корректирующие действия.

В местах несанкционированной торговли нарушаются ветеринарно-санитарные правила и нормы, в т.ч. нарушения температурного режима; антисанитарного условия хранения и реализации; нередко реализуется рыба, раки и рыбная продукция с явными признаками недоброкачественности; потерявшая «товарный вид» продукция выбрасывается на обочины дорого, в близлежащие лесополосы, бытовые мусорные контейнеры и т.д. Указанные действия ухудшают эпизоотическую и экологическую обстановки, могут способствовать распространению заболеваний, в том числе опасных для человека.

Анализ и систематизация выявленных нарушений показал, что их возникновение возможно по ряду основных причин.

Низкий уровень контроля со стороны руководства предприятий как своих специалистов, так и обслуживающих хозяйство ветеринарных врачей, приводит к невыполнению обязательных ветеринарно-санитарных мероприятий и нарушениям законодательства в области ветеринарии.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий отмечается низкий уровень правовой грамотности юридических лиц и предпринимателей. Специалисты, отвечающие за качество и безопасность рыбной продукции, не владеют основными нормативами. Руководством предприятий не организуется обучение персонала, предусмотренное требованием ТР ТС 040/2016.

При проверках предприятий аквакультуры установлено, что некоторые предприниматели осуществляют рыбохозяйственную деятельность без учета гидрохимических, гидробиологических и эпизоотических характеристик водоема, без учета биотехнологии культивирования гидробионтов, что снижает рыбохозяйственный потенциал водоемов, а также качество и безопасность рыбной продукции.

Большинство предприятий аквакультуры не имеют лаборатории, специалистов ихтиопатологов, квалифицированных рыбоводов, вследствие чего ветеринарно-санитарные мероприятия проводятся без соблюдения нормативных документов или не проводятся вовсе.

Из-за не проведения или несвоевременного проведения необходимых ветеринарно-санитарных лечебно-профилактических мероприятий, нарушения рыбоводных нормативов, недолжного ветеринарного контроля и обслуживания, а также бесконтрольных перевозок рыбопосадочного материала, в рыбоводных хозяйствах возможно возникновение карантинных болезней рыб.

Реализация и производство небезопасной рыбной продукции также возможны вследствие: отсутствия рыбоприемных пунктов (места доставки уловов ВБР) или их несоответствие требованиям законодательства; бесконтрольного оборота уловов водных биоресурсов; нарушений предприятиями ветеринарно-санитарных требований.

С 1 сентября 2017 года на территории Таможенного союза, а точнее ЕАЭС, вступил в действие Технический регламент в отношении рыбной продукции. А значит, все предприятия и организации - производители пищевой рыбной продукции обязаны разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему ХАССП.

Внедренная и работающая система менеджмента качества продукции, основанная на принципах ХАССП, является также необходимым условием для прохождения аттестации (ветеринарно-санитарного обследования) на соответствие требованиям третьих стран и включения предприятия в Реестр российских предприятий-экспортеров, размещенный в ИС Цербер

Однако, при проведении ветеринарно-санитарных обследований (аттестаций) инспекторами отмечено, что на большинстве предприятий разработанная программа ХАССП носит формальный характер, без учета требований и конкретных условий производства, без анализа всех имеющихся рисков, без описания всех видов производимой продукции, без учета требований ЕАЭС к безопасности рыбной продукции. Имеющаяся маркировка готовой продукции не соответствует требованиям действующего Технического регламента.

Обращаем внимание, что Технический регламент «О безопасности рыбы и рыбной продукции», устанавливает требования к сырью, хранению, переработке, транспортировке и реализации рыбной продукции, которые действуют на территории всего Евразийского экономического союза и обязательны для исполнения всеми рыбоперерабатывающими предприятиями Российской Федерации. Нарушения требований данного технического регламента являются основанием для возбуждения административного производства по ст.14.43 КРФ об АП.

В связи с внедрением электронной ветеринарной сертификации проведена работа по регистрации хозяйствующих субъектов в ФГИС «Ветис» и предоставлению доступа в ФГИС «Меркурий» 145 предприятиям.

Должностными лицами Управления регулярно проводились разъяснительные и профилактические мероприятия с населением и хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного комплекса по предотвращению нарушений законодательства ЕАЭС в сфере производства и оборота продукции из водных биологических ресурсов, подготовлены и размещены на сайте Управления и информационных стендах памятки с разъяснением норм законодательства в поднадзорной сфере.
























Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля

Функции по контролю и надзору в сфере карантина и семеноводства сельскохозяйственных растений и также обеспечения качества и безопасности зерна осуществляются специалистами отдела контроля и надзора в области карантина растений и отдела Государственного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 589 правонарушений, вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 704,7 тыс. руб., вынесено 275 предупреждений и 10 постановлений о замене административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КРФ об АП.

При осуществлении полномочий в сфере государственного контроля и надзора в области карантина растений проконтролировано и сертифицировано подкарантинной продукции порядка 1 млн. 50 тыс. т, 857 тыс. шт. и 594 тыс. м³.

По результатам контроля на границе РФ в 66 случаев проведено задержание и возврат в страну убытия 931 тонны, 3000 шт. и 25 м3 подкарантинной продукции, не соответствующей фитосанитарным требованиям.

За 2017 год на территории Астраханской области установлено 10 случаев незаконного оборота продукции растительного происхождения, запрещенной к ввозу в РФ, общим весом 4,47 тонны. Данная продукция была изъята и уничтожена.

В ходе проведения карантинного фитосанитарного досмотра отобрано более 11000 образцов подкарантинной продукции.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в сфере карантина растений по фактам выявленных нарушений возбуждено 491 дел об административных правонарушениях на сумму 327, 7 тыс. рублей, вынесено 261 предупреждения.

Хотелось отметить ряд нарушений норм законодательства, которые устанавливаются специалистами Управления при проведении контрольно-надзорных мероприятий и пути их устранения.

Основным нарушением в сфере карантина растений в 2017 году являлось непроведение владельцами, пользователями земельных участков мероприятий по борьбе с карантинными объектами или проведение таких мероприятий не в полном объеме. Учитывая благоприятные климатические условия региона и высокий фитосанитарный риск распространения карантинных объектов Управление ежегодно проводит карантинное фитосанитарное обследование на предмет уточнения карантинного состояния территории области, в том числе выявления карантинных объектов, ранее не зарегистрированных.

Согласно Закону «О карантине растений» ответственность за выполнение мероприятий по борьбе с карантинными объектами возлагается на граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде земельные участки. В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22.04.2009 №160 «Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований» пользователи подкарантинных объектов обязаны проводить систематические обследования в целях своевременного выявления и ликвидации очагов карантинных объектов. Несмотря на неоднократные обращения Россельхознадзора к сельхозпроизводителям такие систематические обследования практически не проводятся.

Анализ фитосанитарных рисков, проведенных сотрудниками российских научных учреждений на основе международных методик, показал, что при ослаблении квалифицированного контроля, несколько десятков видов вредных организмов, отсутствующих на территории РФ, хлынут в нашу страну, где кормовая база и климатические условия для них весьма благоприятны, а это неизбежно приведет к их массовому размножению, и как следствие к потерям урожая в количественном и качественном выражении, а также, что немаловажно, к сокращению или исключению из экспорта многих видов сельскохозяйственной продукции.

Недооценка потенциальных угроз заноса и распространения карантинных организмов не раз приводила к плачевным результатам. Достаточно вспомнить колорадского жука, американскую белую бабочку, золотистую картофельную нематоду, повилику, амброзию. Эти карантинные объекты мы уже завезли в нашу страну и теперь вынуждены применять тысячи тонн пестицидов, неся серьезные экономические потери.

Приведу пример по реальной фитосанитарной угрозе для нашего региона и в целом РФ.

В последние годы жители южных районов страны все чаще жалуются на гибель урожая картофеля в период хранения от прожорливых мелких гусениц. Под кожурой и внутри клубни сплошь пронизаны извилистыми ходами. В одном клубне могут одновременно находиться до 10 разновозрастных личинок. На деревянных поверхностях закромов и ящиков можно обнаружить прикрепленные куколки в серовато-серебристом шелковистом коконе и порхающих мелких насекомых, очень похожих на бабочку моли. Это — картофельная моль. Картофельная моль всегда была естественным соседом знаменитого колорадского жука. Именно в Южной и Центральной Америке она вредила табаку и картофелю ещё со времен древних индейских цивилизаций и только в начале прошлого века начала распространяться по всему миру.

Сначала ей покорились страны Южной Европы, затем — юг России. Это узкоспециализированный вредитель, его гусеницы повреждают многие культурные и дикорастущие растения семейства пасленовых, но особенно серьезный ущерб картофельная моль наносит картофелю и табаку.

В 2011 г. она впервые была выявлена на территории Лиманского района Астраханской области. Сейчас площадь карантинных фитосанитарных на территории области превышает 1000 га. И распространение продолжается на север. В феромонных ловушках вредитель уже зафиксирован на территории Харабалинского и Черноярского районов. А ведь гибель урожая может доходить до 80%.

В 2016 г. впервые был зафиксирован еще один вредитель пасленовых – томатная моль. Площадь карантинной фитосанитарной зоны более 200 га. При заражении посевов (посадок) этим вредителем гибель урожая может доходить до 50 – 100 %. Путь от Испании, где она впервые была обнаружена в 2006 г. до Астрахани составил 10 лет. Т.к. регион в основном является овоще- бахчевым и картофелефодческим, то угроза стала явной.

Еще один вредитель, который может стать большой угрозой для сельхозпроизводителей области – это дынная муха. Данный вредитель стал карантинным видом с 1 июля 2017. Вредитель растений семейства тыквенных - семян и плодов дыни, арбуза, тыквы и других. Поврежденность плодов в зоне распространения вида в отдельные годы может достигать до 50—70 % и даже 100 %.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлены нарушения правил борьбы с горчаком ползучим, амброзией полыннолистной и повиликой на площади 62,34 га.

В целом по Астраханской области основное число нарушений в этой сфере выявлено на территории земельных участков физических лиц.

По фактам выявления нарушений законодательства РФ в отношении неприменения мер борьбы с карантинными объектами - Управлением в 2017 году составлено 23 дела об административных правонарушениях.

Не в полном объеме проводятся работы по ликвидации очагов произрастания карантинных сорных растений на территории г.Астрахань.

Действующим законодательством, в частности статей 15 Федерального закона № 206 – ФЗ «О карантине растений» от 21.07.2014, установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований. Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, причем хранение в таких случаях осуществляется изолированно от подкарантинной продукции свободной от карантинных объектов.

В соответствии с Законом «О карантине растений» все производители сельскохозяйственной продукции независимо от форм собственности обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования при производстве (выращивании), хранении, перевозках и реализации подкарантинной продукции. Перевозка подкарантинной продукции должна осуществляться с применением мер, исключающих возможность ее потерь и возможность заражения и засорения территории Российской Федерации карантинными объектами. Подкарантинная продукция, выращенная в карантинной фитосанитарной зоне, при вывозе должна проходить процедуру установления карантинного фитосанитарного состояния и сопровождаться карантинным сертификатом, удостоверяющим отсутствие карантинных объектов.

К административному наказанию в соответствии со статьей 10.3 КРФ об АП привлечено 58 поднадзорных субъектов, по статье 10.2 КРФ об АП привлечено 147 юридических, должностных и физических лиц.

Хотелось обратить внимание на ряд изменений законодательства в сфере карантина растений, вступивших в силу с 1 января 2018 года.

С 1 января 2018 года вступила в силу статья 21 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений», в соответствии с которой вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение или засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Карантинный сертификат оформляется территориальным Управлением Россельхознадзора в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер.

Перевозка подкарантинной продукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата. В случае, если период с момента оформления карантинного сертификата до начала перевозки превышает период, установленный карантинными фитосанитарными требованиями, оформленный карантинный сертификат аннулируется. 

Собственник подкарантинной продукции или уполномоченное им лицо обязаны осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. Карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений собственником подкарантинной продукции или уполномоченным им лицом сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции. 

Для подачи в электронном виде заявления на выдачу карантинного сертификата и погашения карантинного сертификата (в соответствии со ст. 21 Закона о карантине растений) необходимо зарегистрироваться в системе по указанной на слайде ссылке: http://predinfo.fito-rf.ru/notes.dll#.

Проверить подлинность электронного сертификата по его номеру и распечатать его при необходимости можно по адресу: http://egc.fitorf.ru/ proverkakc.

Обращаем Ваше внимание на то, что остается действующим порядок извещения Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390, согласно которого заявитель в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки подкарантинной продукции, направляет извещение установленного образца в территориальное управление Россельхознадзора, на территории деятельности которого осуществлена доставка. Для передачи информации на сайте Управления (rsn-rostov.ru/upravlenie) создана вкладка «Извещение о доставке подкарантинной продукции». Таким образом, кроме погашения карантинных сертификатов необходимо извещать территориальное Управление Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции.

Федеральный закон от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ «О карантине растений» утратил силу с 1 января 2018 года.

Участникам ВЭД и лицам, осуществляющим вывоз подкарантинной продукции на территорию таможенного союза напоминаем, что требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» установлено - каждая партия подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска при вывозе из России в страны члены таможенного союза (Казахстан, Беларуссия, Армения, Кыргыстан) должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, который выдается на срок действия до 30 календарных дней.

Хотелось еще раз отметить, что статей 15 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений» от 21.07.2014, установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований. Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания или переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности.

Для предотвращения распространения карантинных объектов, повышения урожайности и качества получаемой сельхозпроизводителями продукции осуществлялся контроль за качеством семенного и посадочного материала. Досмотрено 151 партия семенного материала импортного и отечественного происхождения.

По итогам государственного семенного надзора возбуждено 24 административных дела на сумму 11,4 тыс. рублей.

Остается проблемным вопрос производства и реализации посадочного материала физическими лицами. Ежегодно выявляются факты реализации саженцев плодовых и ягодных культур без документов, подтверждающих сортовые и посадочные качества.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства посадочный материал, должен быть проверен на соответствие требованиям стандартов по биометрическим, фитосанитарным, сортовым показателя и подтвержден соответствующими документами. Партия посадочного материала при использовании или реализации должна быть оформлена сертификатом качества или протоколом испытаний и актом апробации. Не допускается при реализации наличие вредителей и болезней.

Еще раз напоминаем, что за нарушение правил производства, использования, хранения и реализации предусмотрена административная ответственность по ст. 10.12 КРФ об АП, мерой наказания которой может быть предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В сфере качества и безопасности зерна проведено 135 плановых проверок, в отношении лиц, осуществляющих закупку круп для государственных нужд.

За нарушения требований нормативно-правовых документов в сфере безопасности, качества зерна и продуктов его переработки возбуждено 72 дела об административных правонарушениях, сумма штрафов составила 316 тыс. руб.

В ходе проверок учреждений, осуществляющих закупку круп для государственных нужд устанавливаются нарушения требований законодательства Российской Федерации при приемке и хранении круп, используемых для питания людей, а также детей, учащихся, такие как:

- прием продукции без документов, подтверждающих качество и безопасность (декларация о соответствии);

- прием круп без маркировочных ярлыков и не в таре производителя;

- нарушение правил хранения (несоблюдение влажности и температурных режимов помещения приводящих к зараженности зерна и др.)

Согласно Санитарным правилам поступающие в организацию продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29 – ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что в обороте не могут находиться продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, которые определяются визуально, а также не имеющие сроков годности и соответствующей маркировки.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

За вышеуказанные нарушения законодательства предусмотрено административное наказание по ст. 7.18 КРФ об АП (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей).

Также устанавливаются факты нарушений законодательства изготовителями и поставщиками круп используемые для приготовления пищи в государственных учреждениях.

Специалистами Управления за 2017 год проинспектировано более 5,8 т. крупы при проверках госучреждений. По результатам лабораторных исследований Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлено 2,9 т. крупы, не соответствующей требованиям Техническим условиям ГОСТов (по кислотности, влажности, металломагнитной примеси, крупности, сорной примеси и др.).

Следует отметить, что из общего количества некачественной и опасной продукции, которая находилась на хранении и предназначалась для питания, в особенности для детей, 44 кг крупы не соответствовала требованиям (технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции) по зараженности и загрязненности. Употребление зараженной живыми вредителями хлебных запасов крупы, а также отходами их жизнедеятельности, в качестве продукта питания недопустимо, так как это несет серьезную угрозу здоровью человека и тем более детей.

За данное правонарушение Управлением составлено 19 протоколов по ч. 1 ст. 14.43 КРФ об АП на изготовителей и поставщиков продукции.

Изготовителям необходимо обратить особое внимание на производство круп, а именно необходимо, что бы она соответствовала действующему законодательству согласно с которыми данная продукция вырабатывается (требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и требованиям нормативных документов (ГОСТам, ТУ, СТО и др.).

Основными нарушениями требований Технического Регламента «О безопасности зерна» являются:

- хранение зараженного зерна вредителями хлебных запасов;

- выпуск в обращение зерна без подтверждения соответствия требованиям безопасности (декларациия о соотвествии);

- отсутствие прослеживаемости зерна в товаросопроводительных документах перевозимого бестарным методом.

Необходимо напомнить, что зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, в соответствии с требованиями Технического Регламента, выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

При выпуске в обращение зерна, предназначенного для направления на хранение и (или) обработку на территории страны-производителя, оно сопровождается товаросопроводительными документами без информации о декларации.

Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость и содержать информацию согласно п. 16. ст. 4 технического регламента «О безопасности зерна», о чем неоднократно освещалось в предыдущих публичных слушаниях.

За нарушение вышеперечисленных требований предусмотрена административная ответственность КРФ об АП по статье 14.43 (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей).

Обращаем внимание лиц ранее привлеченных к административной ответственности на то, что уклонение от исполнения административного наказания и неуплата административного штрафа в срок является нарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.25 КРФ об АП.

За 2017 г. к административной ответственности по данной статье было составлен 52 протокола. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

На основании вышеизложенного, призываем хозяйствующих субъектов, занимающихся выращиванием, хранением, реализацией и использованием поднадзорной продукции, соблюдать действующее законодательство РФ в сфере карантина растений, безопасности зерна и семеноводства.


Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!