x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад об итогах практической деятельности Управления

за 2017 года на территории Республики Калмыкия

Сегодня в целях исполнения поручения министра Российской Федерации по вопросам открытого правительства Михаила Анатольевича Абызова по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации идеалов и принципов «открытого правительства» мы проводим публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и заслушаем доклады о практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия за 2017 г. на территории Республики Калмыкия.

Управление является участником реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

В рамках работы по открытости Управлением разработаны проекты публичной Декларации целей и задач Управления, утверждены планы по реализации концепции открытости Управления, по реализации мероприятий в области открытых данных на 2017-2019 гг.

В целом реформирование сферы контрольно-надзорной деятельности предполагает реформу государственного контроля и надзора по нескольким важнейшим направлениям.

Одним из шагов реформы стало решение об освобождении субъектов малого предпринимательства от плановых проверок, так называемые надзорные каникулы.

С учетом этого проект плана проверок Управления на 2018 год включает в себя 340 проверок, это на 77 % меньше, чем запланировано проверок на 2017 год.

Еще одно важное изменение ФЗ № 294-ФЗ, это статья 8.1, предусматривающая применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

В настоящее время земельный надзор и лицензионный контроль осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода.

Далее хочу озвучить общие результаты правоприменительной практики Управления на территории Республики Калмыкия.

За 2017 года специалистами Управления пресечено 792 правонарушения и составлено 387 материалов контрольно – надзорных мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 3 млн. 676 тыс. руб. По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 137 постановлений о вынесении предупреждения; ; в соответствии с ч.1. ст. 4.1.1 КоАП РФ за правонарушение, совершенное впервые наказание в виде административного штрафа в 49 случаях было заменено на предупреждение.

Привлечено к административной ответственности 765 субъектов, в том числе: 183 юридических лица, 95 индивидуальных предпринимателей, 270 должностных лиц, 217 граждан.

В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 240 предписаний, внесено 56 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

По фактам выявленных нарушений 131 дело направлено в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

Количество оформленных фитосанитарных документов в 2017 году на территории Республики Калмыкия:

- 3 184 карантинных сертификата;

- 8 фитосанитарных сертификатов.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности на территории Республики Калмыкия выдано 2 лицензии.

В целях освещения деятельности Управления выпущено 4696 публикаций (электронные СМИ – 3850, печатные СМИ – 266, радио – 428, телевидение – 152).



































Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора

Общая площадь земель Республики Калмыкия составляет 7473,1 тыс. га, из них: земель сельскохозяйственного назначения – 6929,9 тыс. га (92,73% территории), в том числе: пашни – 828,5 тыс. га (12% земель сельскохозяйственного назначения), пастбищ – 5087,1 тыс. га (73,4 %), сенокосов – 100,9 тыс. га (1,46 %), залежь – 10,6 тыс. га, многолетние насаждения – 1,4 тыс. га.

На территории Республики 127 муниципальных образований из них: 1 городской округ (город Элиста), 13 муниципальных районов (районных муниципальных образований), 2 городских поселения (городские муниципальные образования: Городовиковское и Лаганское), 111 сельских поселений (сельских муниципальных образований).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» - отдел земельного надзора Управления осуществляет государственный земельный надзор по соблюдению земельного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, которые определяют осуществление государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода; предусматривается разделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на категории риска.

Отнесение земельных участков к категориям риска (а равно изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя ТУ РСХН.

Проведение Россельхознадзором плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:

для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 3 года;

для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в ТУ РСХН о присвоенных земельным участкам категориям. Также, субъект может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.

Одним из важных условий, обеспечивающих рост производства сельскохозяйственной продукции является эффективное использование земельных ресурсов, в том числе земель сельскохозяйственного назначения.

Сельхозтоваропроизводителям особое внимание следует уделять качественному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжается тенденция снижения доли плановых проверок, а также проводится активная работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства.

В соответствии с ч. 5 ст.8.2 вышеуказанного Федерального закона, а также Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166, Управление Россельхознадзора как орган государственного надзора, в настоящее время имеет право составлять и направлять юридическим лицам такой документ как предостережение.

В 2017 году выдано 3 предостережения о недопустимости нарушения земельного законодательства в соответствии с положениями ч.5 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294. Предостережения составляются и направляются организации в случае, если Управление выявило в ходе своих надзорных мероприятий признаки нарушений нормативных требований.

Помимо проверок Управлением в целях профилактики нарушения земельного законодательства проводятся административные обследования объектов земельных отношений. Также, сотрудники Управления по обращениям администраций муниципальных образований принимают участие в проведении инвентаризации земель.

Основными нарушениями в области землепользования являются:

- неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;

- повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.

Специалистами Управления на территории Республики Калмыкия за 2017 год проведено 259 контрольно-надзорных мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов. Площадь проконтролированных земельных участков сельскохозяйственного назначения составила 294,47 тыс. гектар.

Выдано 56 предписаний об устранении нарушений; выявлено 90 нарушений земельного законодательства на площади 5745,663 га, составлено 90 протоколов. Сумма наложенных штрафов составила 795,5 тыс. рублей.

В 2017 года специалистами Управления по ч. 2 ст. 8.8 и ч. 2 ст. 8.7 КРФ об АП за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 44,99 га было вынесено 46 постановлений на сумму штрафа 441 тыс. рублей в отношении физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предусмотрено принудительное изъятие земельного участка у собственника, если он в течение трех и более лет подряд не использует его для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В соответствии с указанной статьей Закона, принудительное изъятие земельного участка сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Признаки неиспользования земельного участка установлены постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

- на пастбищах не производится выпас скота;

- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

По ч. 2 ст. 8.8 КРФ об АП за неиспользование земель в течение 3-х и более лет в 2017 года вынесено 24 постановления об административных правонарушениях на сумму штрафа 191 тыс. рублей. В рамках имеющихся полномочий специалистами Управления выдано 24 предписаний об устранении выявленных нарушений. Проведено 23 внеплановые проверки по исполнению ранее выданного предписания, предписание исполнено. По исполнению выданного предписания введено в оборот 1387,7 га пашни. По инициативе Управления (по предостережению о недопустимости нарушения земельного законодательства) введено в оборот 1091,3 га неиспользуемой пашни.

Анализ выявленных нарушений показывает, что наиболее массовыми видами нарушений выявленных на территории Республики Калмыкия является неиспользование пашни и непроведения обязательных агротехнических мероприятий вследствие чего участки пашни зарастают сорной растительностью. Так как большая часть неиспользуемой и заросшей пашни используется в качестве пастбищ, собственники, и арендаторы земельных участков могут ходатайствовать об изменении вида сельскохозяйственных угодий.

В Республике Калмыкия действует Постановление Правительства РК от 27 марта 2014 №116 «Об утверждении Порядка изменения вида сельскохозяйственных угодий, находящихся на территории Республики Калмыкия». При наличии существенного плодородия почвы согласно критериям, установленным для зонального типа почв малопродуктивная пашня может быть переведена в пастбище.

По инициативе Управления проводится изменение вида сельскохозяйственных угодий, так 1053,7 гектар ранее неиспользуемой пашни трансформируется в пастбища. Таким образом, в Республике увеличивается площадь пастбищ и снижается нагрузка скота на пастбища. Нормы нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия установлены Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 марта 2014 года № 118.

За 2017 год выявлено 12 фактов самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на площади 86,3341 га, составлено 12 протоколов, выдано 6 предписаний об устранении выявленного нарушения, внесено 5 представлений по ч. 1 ст. 8.6 КРФ об АП. Сумма наложенных штрафов составила 40 тыс. рублей.

Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды Российской Федерации № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 предусмотрено предварительное получение разрешения на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова осуществляется только при наличии специального разрешения выданного уполномоченными органами.

В случае порчи почвы, а также перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями (вскрышными породами, отходами производства и потребления), производится расчет ущерба, согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» № 238 от 08.07.2010.

Специалистами Управления Россельхознадзора на территории Республики Калмыкия выявлено 15 фактов несанкционированного размещения ТБО и мест захламления отходами производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 2,4 га.

По данным фактам захламления земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления Управлением направлено 8 предостережений индивидуальным предпринимателям, главам КФХ о недопустимости нарушения земельного законодательства в соответствии с положениями ч.5 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294.

По ранее внесенным предписаниям ликвидировано 7 свалок на общей площади 2,2 га. По инициативе Управления (по предостережению о недопустимости нарушения земельного законодательства) ликвидировано 3 свалки. Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно вышеуказанным нормам закона на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться свалки, так как указанные земли предназначены для нужд сельского хозяйства. Невыполнение землепользователями, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КРФ об АП.

В части нарушений в области мелиорации земель на территории Республики Калмыкия выявлено 6 фактов повреждения мелиоративной системы. Вынесено 6 постановлений о назначении административного наказания на сумму 8 тыс. рублей.

Статьей 29 ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Хотелось бы отметить, что защитные лесные насаждения фактически не охраняются и значительная их часть не эксплуатируется. К настоящему времени основная часть земель, занятых лесными насаждениями и находящихся в государственной собственности, не разграничена и регистрация права собственности вышеназванных земель не осуществлена.

Также, должностными лицами Управления по Республики Калмыкия составлено 7 протоколов об административном правонарушении и направлены в соответствии с компетенцией для рассмотрения в суд общей юрисдикции: по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату штрафа в установленные сроки. Оспаривания действий Управления со стороны виновных лиц не было и судами были приняты решения в пользу Управления.

В соответствии с требованиями законодательства на сайте Управления размещается информация о планируемых и проведенных контрольно-надзорных мероприятиях, осуществляется постоянный информационный обмен с исполнительными органами власти субъектов, входящих в зону деятельности Управления в рамках межведомственного взаимодействия.

Должностными лицами на регулярной основе проводится разъяснительно-правовая работа обязательных требований земельного законодательства среди собственников и пользователей земельных участков, содержащихся в нормативно правовых актах, а именно - семинары, инструктажи, тематические конференции, заседание рабочих групп, а также проводится «личный прием» подконтрольных субъектов.

По вопросам осуществления государственного земельного надзора подготовлено 126 материалов для СМИ: 25 выступлений на радио; 93 материалов в сети Интернет, на телевидении – 4, публикаций в газетах и журналах - 4.

Информацию о деятельности отдела и об изменениях в земельном законодательстве можно получить на сайте www.rsn-rostov.ru.

За разъяснениями по возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел земельного надзора по телефону 8(84722)44-5-99 или в письменной форме в Управление Россельхознадзора по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214А.












Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора

В рамках наделенных полномочий в сфере внутреннего ветеринарного надзора специалистами ветеринарного контроля и надзора на территории Республики проведено 368 проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению ими требований ветеринарного законодательства РФ, из них 157 плановых, 13 внеплановых по контролю за исполнением ранее выданных предписаний, 13 по обращениям и поручениям, 185 иных.

По фактам выявленных нарушений составлено 303 протокола об административных правонарушениях, выдано 70 предписаний об устранении выявленных нарушений, 21 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Общая сумма наложенных штрафов составила 1 млн. 958 тыс. 800 рублей, в том числе Управлением – 847 тыс. 800 рублей, судами – 1 млн. 111 тыс. рублей. Выдано предупреждений – 22, в т.ч. судами - 3; прекращено дел в связи с малозначительностью и истечением срока давности – 13, в т.ч. судами - 3; приостановление деятельности на срок 30 суток – 1.

В 2017 г. выдано 2 лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предприятий, осуществляющих содержания и разведение сельскохозяйственных животных, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Не обеспечено ограждение ферм, препятствующее бесконтрольному проходу посторонних людей и животных.

  2. Отсутствуют или не функционируют дезинфекционные барьеры, санитарные пропускники.

  3. Не все поголовье животных подвергается обязательным ветеринарным обработкам.

  4. Нарушаются правила складирования навоза.

  5. Нарушаются правила обращения с биологическими отходами, а именно они закапываются в землю или вывозятся на свалки.

Это все может привести к возникновению в хозяйстве заразных, в том числе особо опасных, болезней животных и птицы.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена частями 1 и 2 ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение правил обращения с биологическими отходами – ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы она гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.

Дезинфекционный барьер должен располагаться при въезде на территорию фермы, должен иметь навес, длина дезбарьера – 9 м по зеркалу дезраствора. Заправка дезбарьера должна осуществляться периодически по мере расхода дезсредства.

Санитарный пропускник должен располагаться при входе на территорию фермы. В нем должны быть созданы условия для переодевания людей, принятия душа, стирки спецодежды.

Все поголовье животных в зависимости от возраста в обязательном порядке должно предоставляться ветеринарным специалистам для проведения обязательных ветеринарных обработок, включающих в себя диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, а также профилактические вакцинации.

Складирование навоза должно осуществляться на специально оборудованных площадках на расстоянии не менее 60 метров от животноводческих помещений.

В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, уничтожение биологических отходов должно осуществляться на утильзаводе, в биотермической яме, соответствующей установленным требованиям, или путем сжигания в присутствии ветеринарного специалиста.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий. осуществляющих убой сельскохозяйственных животных и птицы, переработку мясной продукции, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Отсутствуют либо не оборудованы должным образом места для предубойного содержания животных.

  2. Допускается пересечение путей ввода животных и вывоза готовой продукции.

  3. Настенные и напольные покрытия не обеспечивают возможность проведения тщательной мойки и дезинфекции.

  4. Не оборудованы должным образом места ветеринарного контроля.

  5. Не осуществляется система контроля качества, основанная на принципах ХАССП.

  6. К убою допускаются животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы.

  7. Нарушаются правила маркировки выпускаемой мясной продукции.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил на предприятиях по убою животных и проработке мяса предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение требований технических регламентов – ст. 14.43 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями технического регламента «Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции», на предприятиях, осуществляющих убой животных должно быть оборудовано место для предубойной выдержки животных, где будет осуществляться предубойный ветеринарный осмотр.

На убойном предприятии не должны пересекаться «грязные» и «чистые» пути, т.е. пути ввода животных, вывоза боенских отходов и продуктов убоя.

Настенные и напольные покрытия должны быть выполнены из гладких стойких к агрессивной среде материалов, позволяющих производить их качественную мойку и дезинфекцию.

Для ветеринарного осмотра продуктов убоя на контрольных точках, предусмотренных ХАССП, должны быть оборудованы места со специальным освещением. Контрольные точки устанавливаются программой, утвержденной руководителем предприятия.

Животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы, не допускаются к приему на боенское предприятие. При поступлении таких животных необходимо информировать государственную ветеринарную службу для принятия решения об их дальнейшем использовании.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, хранение и реализацию продукции животного происхождения, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

  1. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.

  2. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без маркировки, предусмотренной действующим законодательством.

  3. Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо:

- принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;

- не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристиках продукции;

- тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.

В соответствии с приказом МСХ РФ от 27.12.2016 № 589, ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.

Оформление ВСД осуществляется при:

производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется территориальные управления Россельхознадзора.

Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России N 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией. Это подведомственные учреждения органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации (станции по борьбе с болезнями животных), ветеринарные службы Министерства обороны, МВД, ФСИН.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 647, могут осуществлять аттестованные для этой цели специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 646, могут осуществлять уполномоченные лица организаций или индивидуальные предприниматели, являющихся производителями или участниками оборота подконтрольных товаров.

До 01.07.2018 ветеринарные сопроводительные документы могут оформляться как в электронном виде, так и на бумажном носителе, а с 01.07.2018 – исключительно в электронном виде. На 31.12.2017г. принято 280 заявок от хозяйствующих субъектов Республики Калмыкия для регистрации в ГИС «Меркурий», все зарегистрированы, отказов нет.

В целях контроля за соблюдением требований ветеринарного законодательства РФ по недопущению возникновения АЧС проведено 56 проверок ЛПХ граждан, с которыми проведены беседы и распространены 260 памяток о профилактике АЧС и гриппа птиц.

По результатам проверок по фактам нарушения требований «Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденных Приказом МСХ РФ от 29.03.2016г. № 114, составлено 40 административных протоколов, выдано 39 предписаний об устранении выявленных нарушений, наложено штрафов на общую сумму 25,7 тыс. рублей.

При проверках ЛПХ граждан установлено, что ввиду незнания установленных требований не обеспечивается выполнение мероприятий, необходимых для защиты животных и птицы от возникновения заразных болезней:

  1. Животные не зарегистрированы в государственных ветеринарных учреждениях.

  2. Животные не подвергнуты обязательным ветеринарным обработкам.

  3. Не соблюдаются санитарные разрывы между помещениями для содержания животных и птицы и жилыми постройками.

  4. Нарушаются правила обращения с биологическими отходами.

В целях недопущения всех вышеуказанных требований, гражданам необходимо:

- внимательно знакомиться с требованиями законодательства в сфере животноводства и птицеводства, такими как «Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные Приказом МСХ РФ от 29.03.2016 № 114, «Ветеринарные правила содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа», утвержденные приказом МСХ РФ от 03.04.2006;

- регистрировать животных в государственном ветеринарном учреждении;

- предоставлять все имеющееся поголовье сельскохозяйственных животных и птицы для ветеринарного осмотра и проведения обязательных ветеринарных обработок;

- уничтожение биологических отходов производить под обязательным контролем ветеринарных специалистов;

- в случае массовых заболеваний или падежа животных незамедлительно сообщать в Управление или управление ветеринарии Республики.

Одним из эффективных механизмов осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов является проведение лабораторного мониторинга.

В соответствии с «Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000г. № 883, мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.

Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.

Начиная с 2007 года Россельхознадзором ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения.

В рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, а также государственного задания по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, специалистами Управления на территории Республики Калмыкия в 2017 году было отобрано 327 проб пищевой продукции. Исследования проводились на безвозмездной для хозяйствующих субъектов основе, за счет средств федерального бюджета.

По результатам исследований испытательным центром ФГБУ «Ставропольская межобластная ветеринарная лаборатория» выявлено 34 пробы, не соответствующих установленным ветеринарно-санитарным требованиям по микробиологическим показателям: в 4 пробах мяса свинины установлено БГКП и КМАФАнМ, в 2 пробах мяса свинины – выявлено наличие антибиотиков – левомицитина (хлорамфеникола), тетрациклина, в 3 пробах мясной продукции – выявлена фальсификация видового состава, в 1 пробе субпродуктов бараньих – кадмий, в 12 пробах молочной продукции установлено несоответствие жирно-кислотного состава, что свидетельствует о фальсификации жирами немолочного происхождения, в 6 пробах выявлено наличие антибиотиков – левомицитина (хлорамфеникола), тетрациклина, в 2 пробах меда выявлены метронидазол и гидроокисьметилфурфураль, в 4 пробах кормов – массовая доля кальция и фосфора.

В соответствии с действующими требованиями технических регламентов Таможенного Союза, если при изготовлении продукции используются жиры немолочного происхождения, такая продукция должна называться не молочной, а молокосодержащей. Информация о наличии жиров немолочного происхождения должна указываться на маркировке.

Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 14.43 и 14.44 КоАП РФ, а также приостановление действия декларации соответствия.

В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения выявляются следующие типовые нарушения установленных требований:

  1. Осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии.

  2. Нахождение в обращении контрафактных (не зарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств).

  3. Нарушение условий хранения лекарственных средств.

  4. Нахождение в обращении лекарственных средств с истекшими сроками годности.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 утверждено «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется.

Лицензию на розничную торговлю на территории Республики выдает Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на оптовую – центральный аппарат Россельхознадзора.

С порядком получения лицензии можно ознакомиться на сайте Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в разделе «Регистрация и лицензирование».

В соответствии с «Правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утвержденными приказом МСХ РФ от 15.04.2015 № 145, лекарственные средства должны храниться в условиях, установленных производителем.

Лекарственные средства с истекшими сроками годности должны изыматься из обращения и уничтожаться на специализированных предприятиях, имеющих лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности.

Проверить зарегистрировано лекарственное средство на территории Российской Федерации или нет можно в специальном разделе «Регистрация и лицензирование» на официальном сайте Россельхознадзора. Данный сервис интегрирован с ИС «Ирена», созданной для регистрации лекарственных средств и кормовых добавок.

В заключении необходимо обратить внимание на статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за невыполнение отдельных требований законодательства Российской Федерации:

  1. Часть 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ – воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Часть 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ - действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Часть 3 ст. 19.4.1 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Часть 8 ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

5. Статья 19.6 КоАП РФ - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

6. Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

На сегодняшний день одним из основных приоритетных направлений Правительства РФ является «Экспорт продукции АПК». Ключевой целью данного направления является поддержка и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков.

Основными условиями экспорта подконтрольных Россельхознадзору товаров является:

  • наличие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер»;

  • выполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера;

  • разрешение Россельхознадзора на вывоз;

  • ветеринарный сертификат формы №5, в случае вывоза товаров в страны СНГ ветеринарное свидетельство, либо ветеринарный сертификат установленной формы страны-импортера.

Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г. введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть внесены:

  • производитель животноводческой продукции;

  • производители и оптовые организации торговли фармацевтическими препаратами для ветеринарного применения;

  • животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;

  • предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.

Также, подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение, подконтрольных товаров.

Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требований страны-импортера. Управление Россельхознадзора совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.

Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.

Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.

Вследствие отсутствия предприятия-производителя и юридического и физического лица, осуществляющего промежуточное хранение поднадзорной экспортируемой продукции в Реестре экспортеров ИС «Цербер» специалистами отдела в 2017 году была задержана 31 партия подконтрольных товаров. Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального и регионального мониторинга.

При экспорте подконтрольных Россельхознадзору товаров необходимо строгое соблюдение требований ветеринарного законодательства страны-импортера, что предусмотрено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 317.

С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».

В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора инспектор территориального управления Россельхознадзора вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за легитимность представленных требований.

Также, одним из условий для экспорта подконтрольных товаров является наличие разрешения Россельхознадзора на вывоз, выданного государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении.

Приказом МСХ РФ от 7 ноября 2011 г. № 404, установлено, что выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:

  • поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;

  • собак, кошек, хорьков, кроликов, а также животных, в отношении которых Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, не установлены требования по обязательной вакцинации, и которые вывозятся владельцами для личного пользования;

  • кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;

  • охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;

  • лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

  • кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;

  • водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;

  • готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.

Хозяйствующим субъектам следует учитывать, что с января 2011 года запущены модули информационной системы "Аргус", которые обслуживают в автономном режиме выдачу разрешений на ввоз/вывоз продукции животного происхождения. Автономный режим дает возможность получить разрешение в течение нескольких минут в зависимости от скорости интернет-подключения.

Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.

Следующим условиям экспорта подконтрольной продукции является наличие ветеринарных сопроводительных документов. Так, согласно Приказа МСХ от 27.12.2016 г. № 589, ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.

При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм № 5, либо по ветеринарному сертификату установленной формы страной-импортером.

Данные ветеринарные сертификаты специалисты Управления Россельхознадзора выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пунктами 7, 8 Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 ветеринарные свидетельства оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах).

Товары, перемещаемые по территории стран СНГ сопровождаются ветеринарными свидетельствами, это предусмотрено Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии государств-участников СНГ от 22 ноября 1998 г.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация программы развития экспортного потенциала российских производителей продукции АПК также предусматривает проведение разъяснительной работы путем информирования заинтересованных в экспорте компаний, данное информирование позволит значительно увеличить возможности экспорта продукции АПК не только в страны СНГ, но и на европейские рынки.

Деятельность Управления по осуществлению ветеринарного контроля и надзора в сфере выращивания, воспроизводства, добычи (вылова), переработки и оборота рыбы и рыбной продукции направлена на эффективное обеспечение эпизоотического благополучия рыбохозяйственных водоемов, выпуска здорового рыбопосадочного материала и ветеринарно-санитарной безопасности продукции аквакультуры и рыбного промысла.

Основными направлениями работы в данной сфере является проведение мониторинга эпизоотической ситуации в рыборазводных хозяйствах, контроль и надзор за соблюдением ветеринарного законодательства в сфере выращивания и разведения товарной рыбы, рыбопосадочного материала, вылова, переработки, оборота рыбы, нерыбных объектов промысла и продукции из них.

В 2017 году эпизоотическая ситуация в рыбоводных хозяйствах Республики Калмыкия стабилизировалась: в 2 рыбоводных хозяйствах Яшалтинского района сняты ограничения (карантин) по филометроидозу, установленные в 2016 году. Заморы и токсикозы рыб не выявлены.

Управлением проводится регулярный мониторинг эпизоотической ситуации по болезням рыб и мониторинг пищевой безопасности рыбной продукции. Согласно Приказам Россельхознадзора в 2017 году для исследований отобрано:

- 20 проб продукции по Плану пищевого Госзадания;

- 34 пробы по Плану пищевого мониторинга и Плану исследований уловов водных биоресурсов

- 31 проба культивируемых и добываемых видов рыб по Плану диагностических исследований, в 5 пробах выявлены возбудители заболеваний, не являющихся карантинными;

- 276 проб по Плану эпизоотического мониторинга.

Исследования проведены в аккредитованных лабораториях ФГБУ «Ставропольская МВЛ», ФГБУ «Росовский референтный центр Россельхознадзора» и ФГБУ «Нацрыббезопаснось», ФГБУ «ВГНКИ».

По результатам лабораторных исследований в ФГБУ «НЦБРП» в 1 пробе рыбной продукции (мороженый стейк семги) выявлено несоответствие ветеринарно-санитарным требованиям законодательства показателей пищевой безопасности, обнаружен антибиотик – тетрациклин.

В Республике Калмыкия в отчетный период проведено 139 плановых и внеплановых проверок, возбуждено 24 административных дела, наложено штрафов на общую сумму 237 тыс. руб. Изъято из оборота и уничтожено владельцами 63,9 кг небезопасной рыбной продукции.

В течение 2017 года оспаривания действий должностных лиц не производилось.

В судебном порядке обжаловалось решение о привлечении лица по ч.1 ст.20.25 КРФ об АП. Решение суда – замена административного штрафа на 20 часов исправительных работ.

Арбитражным судом рассмотрено дело по ч.2 ст.14.43 КРФ об АП, вынесено решение о привлечении производителя рыбной продукции к штрафу в размере 30 тыс. руб. в пользу Управления.

В целях реализации Программы профилактики правонарушений в поднадзорной сфере проведен анализ административной практики и выявленных нарушений в 2017 году.

В сфере хранения и оборота рыбной продукции значительное количество нарушений приходится на оборот рыбной продукции без ветеринарных сопроводительных документов: это и хранение без ветеринарных сопроводительных документов, и реализация. Рыбная продукция без ВСД – это продукция, не прошедшая ветеринарно-санитарную экспертизу на безопасность для потребителя, а значит, она потенциально опасна, не исследована на отсутствие в ней патогенных микроорганизмов, паразитов, токсичных веществ и пр. Также, инспекторами фиксировались нарушения условий хранения: не проводится дезинфекция холодильного оборудования, не контролируется качество проведенной дезинфекции. Необходимо отметить, что дезинфекция оборудования, в том числе холодильных камер, является обязательным мероприятием по предупреждению пищевых отравлений и профилактике заболеваний общих для человека и животных. Игнорирование или некачественное проведение профилактических и обязательных дезинфекций повышают вероятность микробиологического загрязнения рыбной продукции.

Хранение и оборот рыбной продукции без ВСД, нарушениями условий хранения допускаются не только физ. лицами, торгующими организациями, но и должностными лицами образовательных учреждений, т.е. создается угроза здоровью детей.

За 2017 год по указанным нарушениям возбуждено 16 административных дел по ч.1 ст.10.6 и ч.1 ст.10.8 КРФ об АП.

Анализ и систематизация выявленных нарушений на подконтрольных территориях показал, что их возникновение возможно по ряду основных причин.

Низкий уровень контроля со стороны руководства предприятий как своих специалистов, так и обслуживающих хозяйство ветеринарных врачей, приводит к невыполнению обязательных ветеринарно-санитарных мероприятий и нарушениям законодательства в области ветеринарии.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий отмечается низкий уровень правовой грамотности юридических лиц и предпринимателей. Специалисты, отвечающие за качество и безопасность рыбной продукции, не владеют основными нормативами. Руководством предприятий не организуется обучение персонала, предусмотренное требованием ТР ТС 040/2016.

Реализация и производство небезопасной рыбной продукции также возможны вследствие: отсутствия рыбоприемных пунктов (места доставки уловов водных биологических ресурсов) или их несоответствие требованиям законодательства; бесконтрольного оборота уловов водных биоресурсов; нарушений предприятиями ветеринарно-санитарных требований.

С 1 сентября 2017 года на территории Таможенного союза, а точнее ЕАЭС, вступил в действие Технический регламент в отношении рыбной продукции. А значит, все предприятия и организации - производители пищевой рыбной продукции обязаны разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему ХАССП.

Внедренная и работающая система менеджмента качества продукции, основанная на принципах ХАССП, является также необходимым условием для прохождения аттестации (ветеринарно-санитарного обследования) на соответствие требованиям третьих стран и включения предприятия в Реестр российских предприятий-экспортеров, размещенный в ИС Цербер.

Анализ разработанных программ ХАССП показал, что на большинстве предприятий программа ХАССП носит формальный характер, без учета требований и конкретных условий производства, без анализа всех имеющихся рисков. Имеющаяся маркировка готовой продукции не соответствует требованиям действующего технического регламента.

Обращаем внимание, что Технический регламент «О безопасности рыбы и рыбной продукции», устанавливает требования к сырью, хранению, переработке, транспортировке и реализации рыбной продукции, которые действуют на территории всего Евразийского экономического союза и обязательны для исполнения всеми рыбоперерабатывающими предприятиями Российской Федерации. Нарушения требований данного технического регламента являются основанием для возбуждения административного производства по ст.14.43 КРФ об АП.

В заключении хотелось бы разъяснить положения Кодекса, что после возбуждения административного производства и назначения административного штрафа, у нарушителя есть 10 дней на обжалование постановления по делу, а после вступления постановления в силу – 60 дней на добровольную уплату штрафа. В случае неуплаты штрафа в установленный законом срок инспектор Управления возбуждает дело по ч.1 ст.20.25 КРФ об АП, которая предусматривает штраф в двойном размере. В 2017 году возбуждено 7 административных дел в отношении неплательщиков.

Должностными лицами Управления регулярно проводились разъяснительные и профилактические мероприятия с населением и хозяйствующими субъектами рыбохозяйственного комплекса по предотвращению нарушений законодательства ЕАЭС в сфере производства и оборота продукции из водных биологических ресурсов, подготовлены и размещены на сайте Управления и информационных стендах памятки с разъяснением норм законодательства в поднадзорной сфере.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля и надзора

В целях повышения уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению Управление в очередной раз информирует всех граждан и хозяйствующие субъекты о наиболее характерных нарушениях обязательных требований, выявленных на территории Республики Калмыкия, и что следует делать, чтобы не допускать подобных нарушений. Всем присутствующим и заинтересованным лицам будут разъяснены новые требования нормативно - правовых актов и прокомментированы неясные для участников вопросы.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере фитосанитарного контроля и надзора на территории Республики Калмыкия за 2017 года проведено 348 контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 368 правонарушений, вынесено постановлений на сумму 699,2 тыс. руб.

За впервые совершенные административные правонарушения, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, за отчетный период судами и Управлением вынесено 127 предупреждений.

Предупреждение является одним из видов административного наказания и дает возможность извлечь соответствующие уроки, переосмыслить отношение к соблюдению требований действующего законодательства.

В 2017 году должностными лицами проведены мероприятия по карантинному фитосанитарному обследованию на площади около 57,9 тыс. га, при этом выявлены очаги карантинных объектов на площади 940,5 га.

Как показывает практика, из года в год поднадзорные субъекты совершают одни и те же нарушения установленных требований и в области карантина растений, и в области семеноводства, и в области государственного контроля за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки.

Наибольшее количество нарушений приходится в области карантина растений на статью 10.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Большинство нарушений по статье 10.1 КРФ об АП составляют нарушения обязательных требований Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований, утвержденных приказом Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160.

Одной из причин допущения такого количества нарушений является низкий размер административного штрафа по всем вышеуказанных статьям КРФ об АП, который на граждан не превышает пятисот рублей, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц – одной тысячи рублей, а на юридических лиц – десяти тысяч рублей.

За отчетный период 2017 года выявлено 112 нарушений правил борьбы с карантинными растениями-сорняками землепользователями, землевладельцами республики, главами Администраций СМО РК, лечебными учреждениями, дошкольными и общеобразовательными учреждениями. В результате бездействия вышеназванных землепользователей выявлены новые очаги опасных карантинных объектов в установленных карантинных фитосанитарных зонах на территории сельских муниципальных образований Малодербетовского, Сарпинского, Яшкульского, Целинного, Ики-Бурульского районов и г. Элисты.

Управление напоминает, что все карантинные сорняки наносят непоправимый вред сельскому хозяйству – угнетают культурные растения, иссушают и истощают почву, затрудняют механическую уборку урожая, ухудшают состояние биоценозов сенокосов и пастбищ, а амброзия является самым сильным из всех известных аллергенов и в фазу цветения представляет наибольшую опасность для жизни и здоровья человека. Необходимо отметить, что очаги амброзии выявлены в Республике в основном на землях сельхозугодий и в г. Элиста.

С учетом наносимого вреда карантинными объектами необходимо не только не допускать их распространения по территории Республики, но и проводить мероприятия направленные на сокращение площадей карантинных фитосанитарных зон с последующей их полной ликвидацией.

Управление рекомендует при составлении планов проведения систематических обследований учитывать фенологию развития каждого карантинного сорного растения, сроки проведения обследований устанавливать до наступления фазы цветения или в фазу цветения, обследования проводить маршрутным способом. При обнаружении очагов карантинных объектов незамедлительно известить территориальное Управление Россельхознадзора.

Своевременное назначение ответственных лиц за проведение мероприятий по борьбе с карантинными объектами и планирование систематических обследований являются необходимыми профилактическими мерами.

Предупредительными мерами борьбы с карантинными объектами являются:

- тщательная очистка посевного материала - доведение до стандартов ГОСТа;

- неоднократное скашивание сорняков до наступления фазы цветения, что не позволяет накапливать карантинным сорнякам достаточное количество питательных веществ, или – до наступления фазы обсеменения;

-скармливание зерна, засоренного карантинными сорняками, в дробленом и размолотом виде, а соломы – в запаренном виде;

- запрещается использовать свежий навоз.

Несвоевременное проведение мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации очагов карантинных объектов создает угрозу распространения, как зарегистрированных карантинных объектов, так и отсутствующих на территории Республики и Российской Федерации.

За отчетный период к административной ответственности по ст. 10.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками привлечено 101 юридическое и 96 должностных лиц, 8 индивидуальных предпринимателей и 1 физическое лицо.

Следует отметить, что на территории Республики довольно часто поднадзорные субъекты нарушают правила обращения подкарантинной продукции.

Фитосанитарные документы должностные лица Управления оформляет в соответствии с порядком, утвержденным приказом МСХ РФ № 293 от 13 июля 2016 г. «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата». Всего за отчетный период на территории республики выдано 3194 карантинных сертификата и 8 фитосанитарных сертификатов.

С целью снижения административных барьеров Управлением проведена работа по оптимизации мест выдачи фитосанитарных документов, в частности ускорена процедура досмотра отправляемой и получаемой продукции, уменьшены проведения осмотров, досмотров, лабораторных экспертиз, перемещение зерна по территории Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия осуществляется без указания номеров транспортных средств в карантинных сертификатах.

Оформить карантинные сертификаты можно в местах дислокации районных инспекторов нашего отдела, расположенных в 6 пунктах на территории Республики Калмыкия

Необходимо обратить внимание на ряд изменений законодательства в сфере карантина растений, вступивших в силу с 1 января 2018 года.

С 1 января 2018 года вступила в силу статья 21 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений», в соответствии с которой вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение или засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Карантинный сертификат оформляется территориальным Управлением Россельхознадзора в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер.

Перевозка подкарантинной продукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата. В случае, если период с момента оформления карантинного сертификата до начала перевозки превышает период, установленный карантинными фитосанитарными требованиями, оформленный карантинный сертификат аннулируется. 

Собственник подкарантинной продукции или уполномоченное им лицо обязаны осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции. Карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений собственником подкарантинной продукции или уполномоченным им лицом сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции. 

Для подачи в электронном виде заявления на выдачу карантинного сертификата и погашения карантинного сертификата (в соответствии со ст. 21 Закона о карантине растений) необходимо зарегистрироваться в системе по указанной на слайде ссылке: http://predinfo.fito-rf.ru/notes.dll#.

Проверить подлинность электронного сертификата по его номеру и распечатать его при необходимости можно по адресу: http://egc.fitorf.ru/ proverkakc.

Обращаем Ваше внимание на то, что остается действующим порядок извещения Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 10.08.2017 № 390, согласно которого заявитель в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки подкарантинной продукции, направляет извещение установленного образца в территориальное управление Россельхознадзора, на территории деятельности которого осуществлена доставка. Для передачи информации на сайте Управления (rsn-rostov.ru/upravlenie) создана вкладка «Извещение о доставке подкарантинной продукции». Таким образом, кроме погашения карантинных сертификатов необходимо извещать территориальное Управление Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции.

Федеральный закон от 15 июля 2000 года № 99-ФЗ «О карантине растений» утратил силу с 1 января 2018 года.

Участникам ВЭД и лицам, осуществляющим вывоз подкарантинной продукции на территорию таможенного союза напоминаем, что требованиями Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» установлено - каждая партия подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска при вывозе из России в страны члены таможенного союза (Казахстан, Беларуссия, Армения, Кыргыстан) должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, который выдается на срок действия до 30 календарных дней.

Хотелось еще раз отметить, что статей 15 Федерального закона № 206-ФЗ «О карантине растений» от 21.07.2014, установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований. Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания или переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности.

В течение 2017 года в 46 случаях владельцы подкарантинной продукции не известили Управление о доставке подкарантинной продукции на территорию Республики и осуществляли реализацию подкарантинной продукции без установления ее карантинного фитосанитарного состояния, что создает угрозу возникновения охране окружающей среды.

За нарушение правил перевозки, хранения, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» предусмотрена административная ответственность по ст.10.3 КРФ об АП. За отчетный период сумма наложенных штрафов по ст.10.3 КРФ об АП составила 33,9 тыс. руб.

В области государственного сортового и семенного надзора выявлены нарушения установленных требований в области семеноводства при производстве, реализации и использовании семян сельскохозяйственных растений.

За нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений предусмотрена административная ответственность по ст.10.12 КРФ об АП.

За отчетный период проведено 18 контрольно-надзорных мероприятий, досмотрено 155 партий семян отечественного происхождения в количестве 4,8 тыс. тонн. При этом выявлено 4 партии семян в объеме 130,4 тонны, которые не соответствуют требованиям стандарта по посевным качествам (всхожесть, чистота, содержание сорных растений).

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.1997г. № 149 –ФЗ «О семеноводстве»: для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативно-правовых документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ; запрещается использовать для посева семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативно-правовых документов в области семеноводства;

Общеизвестно, что качество семенного материала является основным показателем и аргументом для получения высокого и качественного урожая сельскохозяйственных культур.

На практике мы имеем другую статистику: приблизительно около 20 % семенного материала, используемого сельхозтоваропроизводителями республики, вообще не проходит сортовой и семенной контроль.

В настоящее время сертификация семян не является обязательным требованием законодательства о семеноводстве и осуществляется производителем добровольно. В отсутствие сертификатов, могут подтвердить сортовое соответствие семян акты апробации или регистрации посевов, посевные качества (основные из которых - всхожесть, чистота и энергия прорастания) - удостоверяются Протоколами испытаний, выданных аккредитованными лабораториями.

Необходимо напомнить, что нельзя использовать для посева партию семян, в которой обнаружены карантинные объекты.

В настоящее время на территории Республики идет подготовка к весенней посевной кампании. Как же правильно подготовить семена яровых зерновых культур к посеву?

Подготовку семян необходимо начинать еще в период уборки. Семенные посевы убираются первыми, при меньших оборотах молотильного барабана.

За счет травмирования зерна полевая всхожесть, например, яровой пшеницы обычно снижается на 20-30%. При поступлении на ток зерно сортируют и доводят по посевным показателям до стандартов ГОСТа, затем направляют образцы семнного материала в ФГБУ «Россельхозцентр» для получения протокола испытаний. Семена следует закладывать на хранение с влажностью не более 14,0%.

Склады и отсеки для хранения семян должны быть очищены от семян сорняков, в них следует провести дегазацию или обработку ядохимикатами против вредителей - прежде всего клеща, долгоносика и грызунов.

Каждый сорт следует хранить в мешках или хорошо оборудованных отсеках. Семена с пониженной всхожестью следует прогреть на солнце в течении 3-5 дней, рассыпав их тонким слоем.

За 2-3 недели до посева семена следует протравить препаратами, разрешенными для использования на территории Российской Федерации. (фенорам-супер - 2 кг/т); винцит - 2 л/т); премис - 1,5 л/т; фундазол - 2,5 кг/т. При протравливании семян необходимо учитывать, что влажность семян после протравливания может быть увеличена не более 1%.

Согласно информации ФГБУ «Россельхозцентр» для весеннего сева Республике требуется около 7.5 тыс. тонн семян яровых зерновых и зернобобовых. Под урожай 2018 года желательно использовать сертифицированные партии семян, рекомендованные для использования на территории республики Калмыцким НИИ сельского хозяйства.

Должностные лица отдела в соответствии с возложенными полномочиями осуществляют государственный контроль за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки.

Одним из основных направлений по исполнению государственного контроля в области обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки является проверка учреждений, осуществляющих закупку крупы для государственных нужд и подтверждение соответствия закупленной продукции требованиям документов, подтверждающих их безопасность и качество.

Управлением в этой сфере проведено 122 плановые проверки бюджетных учреждений Республики, осуществляющих закупки для государственных нужд, выявлено 82 нарушения, сумма наложенных штрафов составила 485,5 тыс. руб.

В 2017 году досмотрено 114 партий крупы в ассортименте общим объемом более 3 тонн, при этом отобрано 102 образца для проведения испытаний на подтверждение соответствия ГОСТам и требованиям технического регламента ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». В результате испытаний, проведенных ФГБУ «Ростовский центр оценки качества и безопасности зерна» выявлено 60 партий крупы в количестве более 2 тонн, не соответствующих представленным документам о качестве и безопасности.

В сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки основными нарушениями являются следующие:

- прием крупы без документов, подтверждающих качество и безопасность крупы (декларация о соответствии);

- прием крупы без маркировочных ярлыков и расфасованных поставщиками из тары производителя;

- использование крупы с просроченным сроком годности;

- хранение крупы совместно с остропахнущей специфической продукцией (н-р, лавровый лист, сельдь);

- отсутствие приборов учета температурного режима, а также документов, подтверждающих, соблюдение температурного режима;

- отсутствие приборов учета, а также соблюдение норм относительной

влажности воздуха в складе для хранения крупы.

Несоблюдение температурно - влажностного режима складского помещения приводит к снижению питательной ценности крупы, ее зараженности и засоренности.

Управление напоминает, что Температуру крупы определяют спиртовыми термометрами в металлической оправе. Использование для этой цели ртутных термометров запрещается. Оптимальными условиями для хранения всех видов крупы в мешках и потребительской таре следует считать относительную влажность воздуха до 70% и температуру не более 10 °C.

В связи с тем, что крупы содержат жир, который при длительном хранении окисляется, использовать просроченную крупу в пищу запрещается.

Крупы с истекшим сроком годности прогоркают, так как повышается кислотность крупы. Повышенная кислотность говорит о низком качестве крупы. Кроме того, просроченная крупа может быть заражена грибками. В период проведения плановых проверок по результатам испытаний из оборота изъято и уничтожено 23 партии опасной и некачественной крупы в количестве 328.4 кг.

Так, например, в ходе плановых проверок дошкольных образовательных учреждений г. Элисты выявлены партии крупы гречневой в количестве74.5кг, маркированные фальсифицированным ярлыком, которые изъяты из оборота поставщиком.

В целях установления фактического изготовителя крупы гречневой, реализованной в таре массой 25 кг и маркированной фальсифицированным ярлыком, направлена информация в правоохранительные органы Республики.

Все вышеперечисленные нарушения выявлены в ходе плановых проверок при приемке и хранении крупы, используемой для питания ослабленных здоровьем людей в лечебных учреждениях и детей в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, и являются угрозообразующими факторами для здоровья и жизни человека.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29 – ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»:

Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

- не соответствуют требованиям нормативных документов;

- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;

- не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Управлением установлены факты нарушений законодательства изготовителями и поставщиками крупы для государственных и казенных учреждений. 23 дела об административных правонарушениях в отношении изготовителей и поставщиков направлены для рассмотрения в мировой и Арбитражный суды Республики прилегающих субъектов.

Решениями судов изготовители и поставщики привлечены к административной ответственности в виде административных штрафов и 5 предупреждений.

При обороте зерна на территории Таможенного Союза на основании материалов МВД по РК в ходе операции «Урожай 2017» выявлено 6 фактов вывоза зерна в сопровождении товаросопроводительных документов, которые не позволяют в полной мере осуществить контроль за оборотом зерна на таможенной территории Таможенного Союза, в связи с тем, что товаросопроводительные документы не содержат информацию о:

- декларации о соответствии партии зерна требованиям технического регламента;

- виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);

- количестве зерна, в единицах массы;

- о наименовании и месте нахождения заявителя;

- о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее – ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.

За нарушение требований технических регламентов предусматривается административная ответственность по ч.1 ст.14.43 КРФ об АП и ст. 14.45 КРФ об АП.

Одним из нарушений при обороте зерна является нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, что влечет административную ответственность по ст.14.45 Кодекса об административных правонарушениях.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.

В товарно-транспортных накладных владельцам зерна при его реализации следует указывать сведения о декларации о соответствии: номер и дата выдачи декларации, наименование органа, выдавшего данную декларацию. За отчетный период к административной ответственности по данной статье привлечено 3 владельца зерна.

Управление при выявлении административных правонарушений выносит административные наказания в виде штрафов. Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроков предусмотренных ст. 31.5 КРФ об АП. За неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный законом, по ч.1 ст.20.25 возбуждено 18 административных дел.

Управление напоминает, что в соответствии с ч.1 ст. 20.25 КРФ об АП неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КРФ об АП, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.




Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!