x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад об итогах практической деятельности Управления в I полугодии 2019 года на территории Астраханской области


В целях исполнения поручения открытого правительства по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации идеалов и принципов «открытого правительства» мы проводим публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и заслушаем доклады о практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – Управление) по итогам работы в I полугодии 2019 г. на территории Астраханской области.
Управлением, начиная с 2017 года, ежеквартально проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики. План-график публичных мероприятий в 2019 году размещен на сайте Управления, также публикуются видеозаписи, результаты анкетирования, информационные материалы.
В связи с внесением поправок в Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и продлением моратория на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса на 2019-2020 гг. из плана проверок Управления были исключены 1100 субъектов.
Управление является участником реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Одним из аспектов реформы является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). На сегодняшний день Управлением с учетом риск-ориентированного подхода осуществляются земельный надзор и лицензионный контроль в сфере ветеринарного применения лекарственных средств.
На 2019 год запланировано в сфере земельного надзора проведение 149 проверок, в т.ч. на территории Астраханской области – 29.
Еще одним направлением Реформы контрольно-надзорной деятельности является использование проверочных листов при проведении плановых проверок. Россельхознадзором разработаны и утверждены проверочные листы, используемые должностными лицами Россельхознадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора, федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, федерального государственного фитосанитарного контроля (надзора).
Проверочные листы представляют собой список вопросов, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства. Так, предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Можно ознакомиться с указанными проверочными листами предварительно, они размещены на сайте Управления.
В первом полугодии 2019 года специалистами Управления пресечено 472 правонарушения и составлено 79 материалов контрольно – надзорных мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 7 млн. 500 тыс. руб. По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 45 постановлений о вынесении предупреждения.
Привлечено к административной ответственности 359 субъектов, в том числе: 94 юридических лица, 123 индивидуальных предпринимателя, 67 должностных лиц, 160 граждан.
В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 114 предписаний, внесено 109 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
По фактам выявленных нарушений 57 дел направлены в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.
В целях освещения деятельности Управления на территории области выпущено 96 публикации (электронные СМИ – 228, печатные СМИ – 11, радио – 80, телевидение – 25).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора

Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) в соответствии с возложенными на него полномочиями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Работа по организации и проведению государственного земельного надзора в Управлении осуществляется в соответствии с установленными правилами и нормами, направленными на снижение административного давления на хозяйствующие субъекты и повышение результативности проводимых мероприятий.
С учетом реформы контрольно-надзорной деятельности проверочные мероприятия проводятся с учетом применения риск-ориентированного подхода.
Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, которые определяют осуществление государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода; предусматривается разделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на категории риска.
Отнесение земельных участков к категориям риска (а равно изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя ТУ РСХН.
Проведение Россельхознадзором плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в ТУ РСХН о присвоенных земельным участкам категориям. Также, субъект может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.
В настоящее время решением Руководителя присвоено 335 категорий риска по земельным участкам сельскохозяйственного назначения:
средний риск – 309;
умеренный риск – 22;
низкий риск – 4.
Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.
Приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 № 908 утверждена форма проверочного листа, используемого должностными лицами его территориальных органов при проведении плановых проверок в рамках государственного земельного надзора.
Данный документ разработан в соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пунктом 2 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177.
Проверочный лист содержит графы для указания наименования проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, места проведения плановой проверки, реквизитов приказа руководителя о проведении проверки, и других сведений.
Всего в проверочный лист включено 11 вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юр. лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки.
В ходе проведения плановой проверки должностные лица Россельхознадзора не вправе выходить за рамки вопросов, приведенных в проверочном листе.
Приказ был подготовлен Россельхознадзором с целью защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля.
Большое значение приобретает профилактика нарушений обязательных требований, в основную задачу, которой входит формирование у субъектов единого понимания обязательных требований земельного законодательства.
Субъекты в сфере государственного земельного надзора должны знать и понимать, что земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом и подлежат особой охране.
Одним из важных условий, обеспечивающих рост производства сельскохозяйственной продукции, является эффективное использование земельных ресурсов, в том числе, земель сельскохозяйственного назначения, и сельхозтоваропроизводителям особое внимание следует уделять их качественному использованию.
В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - № 294-ФЗ) продолжается тенденция снижения доли плановых проверок, а также проводится активная работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства.
С целью минимизации нарушений обязательных требований Управлением реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение и сокращение нарушений в области государственного земельного надзора. При получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований Управлением выдаются предостережения (в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
За отчетный период на территории Астраханской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Далее остановимся на основных видах правонарушений, совершаемых подконтрольными субъектами в отношении земель сельскохозяйственного назначения:
- неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;
- повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.
- невнесение минеральных удобрений;
- нарушение структуры посевных площадей.
За неиспользование земель в течении 3-х и более лет за рассматриваемый период 2019 года составлено 5 протоколов, вынесено 9 постановлений по делам об административных правонарушениях на общую сумму 224 тыс. руб. В рамках имеющихся полномочий специалистами Управления выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений.
Признаки неиспользования земельного участка установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».
Налоговым Кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.06.2014) в соответствии с п.1 ст.394 предусмотрено повышение налоговой ставки при исчислении земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.
Во исполнение Соглашения № 01-31/159/8 от 23.07.2017г. об информационном взаимодействии между Управлением ФНС по Астраханской области и Управлением Россельхознадзора по РВАО и РК, за отчетный период направлен в Управление ФНС по Астраханской области мониторинг земельных участков в количестве 5 шт. (административные дела по ч.2 ст. 8.8 КРФ об АП), относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и неиспользуемых для ведения сельскохозяйственного производства, в целях применения администрирования земельного налога.
За первое полугодие 2019 года выявлено 3 случая незаконного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на общей площади 0,8134 га. А также 2 карьера на земельных участках сельскохозяйственного назначения на площади 3,93 га в Володарском районе Астраханской области.
По фактам снятия и перемещения плодородного слоя почвы и разработки карьеров виновные лица привлечены к административной ответственности.
Хотелось бы отметить, что в случае порчи почвы, а также перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями (вскрышными породами, отходами производства и потребления), производится расчет ущерба, согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» № 238 от 08.07.2010. В соответствии с внесенными изменениями в Методику исчисления вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды (Приказ Минприроды России от 11.07.2018г. № 316), произведен расчет размера ущерба, причиненного почвенному покрову при снятии плодородного слоя почвы. Так, в ходе проведения административных расследований в отношении юридического лица и администрации муниципального района, размер ущерба составил 983 239, 92 тыс. руб.
За 1 полугодие 2019 года специалистами Управления выявлено 13 несанкционированных свалок на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 17,79 га в Володарском, Наримановском, Камызякском районах области.
Пунктом 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно вышеуказанным нормам закона на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться свалки, так как указанные земли предназначены для нужд сельского хозяйства. Невыполнение землепользователями, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КРФ об АП.
Между Управлением и региональным оператором ООО «ЭКОЦЕНТР» продолжается работа по обмену информации о выявленных свалках твердых коммунальных отходов на территории Астраханской области.
Статьей 29 ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Специалистами Управления Россельхознадзора по Астраханской области при проведении проверок за 1 полугодие 2019 году отобрано 172 почвенных образца с общей площади 664,8932 га земель сельскохозяйственного назначения, из них: на агрохимические показатели - 101 образец с площади 633,1634 га с целью осуществления контроля уровня плодородия почв и 71 образец почвы отобран на эколого-токсикологические показатели с площади 31,7298 га.
Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого становится использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли, определенных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
В ходе осуществления государственного земельного надзора за 1 полугодие 2019 года сотрудниками отдела земельного надзора на территории Астраханской области проведено 181 контрольно-надзорное мероприятие соблюдения требований земельного законодательства, из них: -58 - внеплановых проверок; -19 - плановых проверок; - проведено 91 плановых (рейдовых) осмотров, проведено 4 административных обследований объектов земельных отношений, 6 административных расследований, проведено 3 мероприятия в соответствии со ст. 28.1 КРФ об АП.
По результатам проведенных мероприятий выдано 34 предписания об устранении выявленных нарушений, составлено 56 протоколов об административном правонарушении, вынесено 42 постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Общая проконтролированная площадь земель сельскохозяйственного назначения по результатам проведенных надзорных мероприятий составила 75848,7 га.
Общая сумма наложенных штрафных санкций за 1 полугодие 2019 год составила 4666 тыс. рублей.
Учитывая количество выявленных правонарушений, считаем необходимым, довести до сведения землепользователей требования, которые являются обязательными при использовании земель сельскохозяйственного назначения:
1. Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и разрешенным использованием (ст. 7 ЗК РФ);
2. Использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ст. 42 ЗК РФ).
3. Проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (ст. 13 ЗК РФ).
4. Сохранять достигнутый уровень мелиорации земель (ст. 13 ЗК РФ).
5. Проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения (ст. 13 ЗК РФ).
6. Не допускать загрязнение почв химическими веществами, микроорганизмами и отходами производства и потребления (ст. 13, 42 ЗК РФ).
7. Не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв (ст. 13, 42 ЗК РФ).
8. Проводить работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и осуществлять раскорчевку списанных многолетних насаждений (Постановление Правительства РФ № 369).
9. Проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13 ЗК РФ, ст. 1, 8 ФЗ-№ 101).
В 2018 году внесен ряд изменений в земельное законодательство РФ.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, в соответствии с которым рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, указанным нормативным актом установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель осуществляется лицами, деятельность которых привела к деградации земель. Однако, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается собственниками земельных участков, арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Изменения также коснулись Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, ст. 42 ЗК РФ дополнена новым абзацем следующего содержания: собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Внесены изменения в п.2, п.4 ст.78 ЗК РФ - Использование земель сельскохозяйственного назначения:
2. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель
4. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.
За рассматриваемый период 2019 года должностными лицами Управления в сфере земельного надзора по Астраханской области составлено 11 протоколов об административных нарушениях, которые направлены в соответствии с компетенцией для рассмотрения в суды общей юрисдикции: за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный законом (по ч.1 ст.20.25 КРФ об АП); невыполнение в установленный срок предписания об устранении нарушения земельного законодательства (по ч.25 ст.19.5 КРФ об АП).
Одним из эффективных способов вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот, является профилактика нарушений обязательных требований. По инициативе Управления вовлечено в сельскохозяйственный оборот 35543,7 га в Лиманском, Ахтубинском, Камызякском и Енотаевском районах.
С целью донесения до землепользователей требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в 2019 году запланированы проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Управления.
Также в рамках организации работы по пресечению и недопущению совершения нарушений требований земельного законодательства сотрудники отдела земельного надзора принимали участие в совещаниях, конференциях, семинарах по вопросам разъяснения обязательных требований земельного законодательства.
Специалисты приняли участие в 22 совещаниях и семинарах по вопросам осуществления земельного надзора.
Информация о результатах проведения государственного земельного надзора, а также о деятельности отдела и об актуальных изменениях земельного законодательства размещается на сайте Управления www.rsn-rostov.ru.
За разъяснениями по возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел земельного надзора по телефону 8(8512)40-80-84 или в письменной форме в Управление Россельхознадзора по адресу: 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214А.
В заключении следует отметить, что в настоящее время землям сельскохозяйственного назначения уделяется огромное внимание на всех уровнях власти.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения должны использоваться в целях сельскохозяйственного производства, обеспечивая продовольственную безопасность Российской Федерации.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора

В рамках наделенных полномочий в сфере внутреннего ветеринарного надзора специалистами Управления на территории Астраханской области проведено 139 проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению ими требований ветеринарного законодательства РФ (из них 1 плановая, 138 внеплановых, в том числе 4 внеплановые документарных, 6 по согласованию с Прокуратурой). По фактам выявленных нарушений составлено 196 протоколов об административных правонарушениях, выдано 37 предписаний об устранении выявленных нарушений, выдано 16 предупреждений, проведено 33 мероприятия по местам несанкционированного и стихийного оборота рыбы и рыбной продукции, снято с оборота и уничтожено около 120 кг. некачественной и опасной рыбной продукции. Общая сумма наложенных штрафов составила 2 346 500 тыс. рублей.
В отношении государственного ветеринарного надзора также предусмотрен риск-ориентированный подход при осуществлении проверочных мероприятий; Правительством подготовлен проект постановления, утверждающий критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Применение риск-ориентированного подхода должно обеспечить снижение нагрузки на предпринимателей и в то же время более эффективный контроль.
При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности в I полугодии 2019 год на территории Астраханской области выдано 2 лицензии, переоформлена 1.
В ходе контроль-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предприятий, осуществляющих содержания и разведение сельскохозяйственных животных, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:
1. Не обеспечено ограждение ферм, препятствующее бесконтрольному проходу посторонних людей и животных.
2. Отсутствуют или не функционируют дезинфекционные барьеры, санитарные пропускники.
3. Не все поголовье животных подвергается обязательным ветеринарным обработкам.
4. Нарушаются правила обращения с биологическими отходами, а именно они закапываются в землю или вывозятся на свалки.
Это все может привести к возникновению в хозяйстве заразных, в том числе особо опасных, болезней животных и птицы.
Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена частями 1 и 2 ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение правил обращения с биологическими отходами – ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Как должно быть:
- Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы она гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.
- Дезинфекционный барьер должен располагаться при въезде на территорию фермы, должен иметь навес, длина дезбарьера – 9 м по зеркалу дезраствора. Заправка дезбарьера должна осуществляться периодически по мере расхода дезсредства.
- Санитарный пропускник должен располагаться при входе на территорию фермы. В нем должны быть созданы условия для переодевания людей, принятия душа, стирки спецодежды.
- Все поголовье животных в зависимости от возраста в обязательном порядке должно предоставляться ветеринарным специалистам для проведения обязательных ветеринарных обработок, включающих в себя диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, а также профилактические вакцинации.
- В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, уничтожение биологических отходов должно осуществляться на утильзаводе, в скотомогильнике, соответствующем установленным требованиям, или путем сжигания до негорючего остатка в присутствии ветеринарного специалиста.
При проведении проверок в отношении предприятий осуществляющих убой сельскохозяйственных животных и птицы, переработку мясной продукции, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:
1. Отсутствуют либо не оборудованы должным образом места для предубойного содержания животных.
2. Допускается пересечение путей ввода животных и вывоза готовой продукции.
3. Настенные и напольные покрытия не обеспечивают возможность проведения тщательной мойки и дезинфекции.
4. Не оборудованы должным образом места ветеринарного контроля.
5. Не осуществляется система контроля качества, основанная на принципах ХАССП.
6. К убою допускаются животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы.
7. Нарушаются правила маркировки выпускаемой мясной продукции.
Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил на предприятиях по убою животных и проработке мяса предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение требований технических регламентов – ст. 14.43 КоАП РФ.
- В соответствии с требованиями технического регламента «Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции», на предприятиях, осуществляющих убой животных должно быть оборудовано место для предубойной выдержки животных, где будет осуществляться предубойный ветеринарный осмотр.
- На убойном предприятии не должны пересекаться «грязные» и «чистые» пути, т.е. пути ввода животных, вывоза боенских отходов и продуктов убоя.
- Настенные и напольные покрытия должны быть выполнены из гладких стойких к агрессивной среде материалов, позволяющих производить их качественную мойку и дезинфекцию.
- Для ветеринарного осмотра продуктов убоя на контрольных точках, предусмотренных ХАССП, должны быть оборудованы места со специальным освещением. Контрольные точки устанавливаются программой, утвержденной руководителем предприятия.
- Животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы, не допускаются к приему на боенское предприятие. При поступлении таких животных необходимо информировать государственную ветеринарную службу для принятия решения об их дальнейшем использовании.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов по хранению и реализации продукции животного происхождения, выявляются следующие типовые нарушения:
1. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.
2. Нахождение в обращении продукции животного происхождения без маркировки, предусмотренной действующим законодательством.
3. Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности.
В целях недопущения подобных нарушений необходимо:
- принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;
- не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристиках продукции;
- тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.
Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648.
В ходе мероприятий по предотвращению незаконного оборота рыбной продукции были выявлены такие нарушения как:
- отсутствие ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение данной рыбы, эпизоотическое благополучие места ее вылова, подтверждающих проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, устанавливающей качество и безопасность этой продукции для использования в пищу;
- нарушения условий температурного режима при хранении и реализации рыбы и рыбной продукции;
- антисанитарные условия хранения и реализации рыбной продукции.
В сфере переработки, хранения и оборота рыбной продукции наибольшее количество нарушений приходится на оборот рыбной продукции без ветеринарных сопроводительных документов: это и хранение без ВСД и реализация. Рыбная продукция без ВСД – это продукция, не прошедшая ветеринарно-санитарную экспертизу на безопасность для потребителя, а значит, она потенциально опасна, не исследована на отсутствие в ней патогенных микроорганизмов, паразитов, токсичных веществ и пр. Хранение, оборот и перевозка рыбной продукции без ВСД допускаются не только физ. лицами, торгующими организациями, но и перерабатывающими предприятиями.
За указанные нарушения предусмотрено наказание по ч.1 ст.10.8 КРФ об АП.
С 01.07. 2018г. оформление ВСД происходит только в электронном виде.
Оформление ВСД осуществляется при:
- производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами ТУ Россельхознадзора.
Оформление ВСД на любые подконтрольные товары, включенные в Перечень, утвержденный приказом Минсельхоза России № 648, могут осуществлять уполномоченные лица органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией.
Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, на которые могут проводить оформление ветеринарных сопроводительных документов аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 647, могут осуществлять аттестованные для этой цели специалисты в области ветеринарии, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Оформление ВСД на подконтрольные товары, включенные в Перечень продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 646, могут осуществлять уполномоченные лица организаций, являющихся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - организации), и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями и (или) участниками оборота подконтрольных товаров (далее - индивидуальные предприниматели).
Приказами Минсельхоза РФ от 27 июня 2018 г. № № 249, 250 и 251 из перечней подконтрольной продукции выведен ряд подконтрольных товаров, в частности выведена готовая молочная продукция, за исключением: молока, сливочного масла, сыра, творога и других молочных продуктов изготовленных из непастеризованного молока. Также не нужно будет оформлять документы на отдельные виды водных беспозвоночных, и на так называемую композитную продукцию в составе которой меньше 50% продукции животного происхождения.
Между тем производители и участники оборота таких товаров могут пользоваться возможностью сертифицировать указанную продукцию по своему пожеланию.
Оформление электронных ВСД осуществляется в ФГИС «Меркурий». Для того чтобы начать работать в данной системе необходимо подать в ТУ Россельхознадзора заявление о получении прав доступа к системе.
За 6 месяцев 2019 г. Управлением предоставлены права доступа к ФГИС Меркурий 464 хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на территории Астраханской области.
С целью отслеживания работы хозяйствующих субъектов при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в ИС «Меркурий»Управлением организованы мониторинговые группы.
В результате мониторинга ИС «Меркурий» выявлены:
- 179 ветеринарное свидетельство оформлено уполномоченными лицами ХС с ошибками, 140 хозяйствующим субъектам направлены письма с указанием выявленных ошибок;
- 173 ветеринарных свидетельства, выданные специалистами госветслужбы, в Службу ветеринарии АО направлены письма с указанием выявленных ошибок.
При оформлении ВСД допускались следующие ошибки:
- уполномоченными специалистами хозяйствующих субъектов и должностными лицами государственной ветеринарной службы не указываются сведения о маркировке, номере и форме клейма;
- не указываются наименование и количество единиц упаковки;
- не указываются сведения о проведенных лабораторных исследованиях;
- выявлялись случаи несоответствия общих объемов партий в транспортных и производственных ВСД.
В соответствии с п.18, п.20 Приказа Минсельхоза РФ от 27.12.2016 г. № 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» при выявлении неоднократных ошибок или внесения заведомо ложных данных при оформлении ВСД, допущенных уполномоченным лицом организации, предусмотрены приостановление или аннулирование его регистрации.
Одним из эффективных механизмов осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов является проведение лабораторного мониторинга.
В соответствии с «Положением о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000г. № 883, мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.
Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.
Начиная с 2007 года Россельхознадзором ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения.
В рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, а также государственного задания по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, специалистами Управления на территории Астраханской области в I полугодии 2019 года было отобрано 379 проб пищевой продукции и кормов. Исследования проводились на безвозмездной для хозяйствующих субъектов основе, за счет средств федерального бюджета.
Из 379 образцов несоответствия выявлены в 61 образце пищевой продукции: в 2 образцах меда, в 4 образцах мясной продукции, 3 образцах молочной продукции и 1 образце рыбной продукции выявлено содержание антибактериальных средств, в 7 образцах молока цельного и 6 образцах рыбной продукции выявлены несоответствие по микробиологическим показателям, в 2 образцах мясной продукции выявлено ДНК свиньи не заявленное в составе, в 36 образцах молочной продукции установлена фальсификация жирами немолочного происхождения.
В соответствии с действующими требованиями технических регламентов Таможенного Союза, если при изготовлении продукции используются жиры немолочного происхождения, такая продукция должна называться не молочной, а молокосодержащей. Информация о наличии жиров немолочного происхождения должна указываться на маркировке.
Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ, а также приостановление действия декларации соответствия.
В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения выявляются следующие типовые нарушения установленных требований:
1. Осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии. (слайд15).
2. Нахождение в обращении контрафактных (не зарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств).
3. Нарушение условий хранения лекарственных средств.
4. Нахождение в обращении лекарственных средств с истекшими сроками годности.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».
Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется.
Лицензию на розничную торговлю на территории Астраханской области выдает Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на оптовую – центральный аппарат Россельхознадзора.
С порядком получения лицензии можно ознакомиться на сайте Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в разделе «Регистрация и лицензирование».
В соответствии с «Правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения», утвержденными приказом МСХ РФ от 15.04.2015 № 145, лекарственные средства должны храниться в условиях, установленных производителем.
Лекарственные средства с истекшими сроками годности должны изыматься из обращения и уничтожаться на специализированных предприятиях, имеющих лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности.
Проверить зарегистрировано лекарственное средство на территории Российской Федерации или нет можно в специальном разделе «Регистрация и лицензирование» на официальном сайте Россельхознадзора. Данный сервис интегрирован с ИС «Ирена», созданной для регистрации лекарственных средств и кормовых добавок.
Должностными лицами Управления в сфере Государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте осуществляется контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ветеринарии на Государственной границе РФ (включая пункты пропуска через Государственную границу) и в местах совершения таможенных операций.
На сегодняшний день одним из основных приоритетных направлений Правительства РФ является «Экспорт продукции АПК». Ключевой целью данного направления является поддержка и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков.
В связи с неоднократными выявлениями нарушений в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении партий отправляемых на экспорт товаров хотелось бы разъяснить основные требования к проведению контроля при экспорте.
Объемы экспорта подконтрольной госветнадзору продукции с территории Астраханской области в I полугодии 2019 году составили 617 партии: 709116,2 тыс. тонн подконтрольной продукции; 418 гол. животных; 268,8 тыс. шт. оплодотворенной икры
Основными условиями экспорта подконтрольных Россельхознадзору товаров является:
• наличие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер»;
• выполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера;
• разрешение Россельхознадзора на вывоз;
• ветеринарный сертификат формы №5, в случае вывоза товаров в страны СНГ ветеринарное свидетельство, либо ветеринарный сертификат установленной формы страны-импортера.
Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г. введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть внесены:
• производитель животноводческой продукции;
• производители и оптовые организации торговли фармацевтическими препаратами для ветеринарного применения;
• животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;
• предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.
Также подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение подконтрольных товаров.
Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требований страны-импортера. Управление Россельхознадзора совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.
Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.
Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.
Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального и регионального мониторинга.
При экспорте подконтрольных Россельхознадору товаров необходимо <строгое соблюдение требований ветеринарного законодательства страны-импортера, что предусмотрено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 317.
С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».
В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора инспектор территориального управления Россельхознадзора вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за легитимность представленных требований.
Также, одним из условий для экспорта подконтрольных товаров является наличие разрешения Россельхознадзора на вывоз, выданного государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешение.
Приказом МСХ РФ от 7 ноября 2011г. № 404, установлено, что выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:
• поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;
• собак, кошек, хорьков, кроликов, а также животных, в отношении не установлены требования по обязательной вакцинации, и которые вывозятся владельцами для личного пользования;
• кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;
• охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;
• лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
• кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;
• водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;
• готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.
Хозяйствующим субъектам следует учитывать, что с января 2011 года запущены модули информационной системы "Аргус", которые обслуживают в автономном режиме выдачу разрешений на ввоз/вывоз. Автономный режим дает возможность получить разрешение в течение нескольких минут в зависимости от скорости интернет-подключения.
Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.
Следующим условием экспорта подконтрольной продукции является наличие ветеринарных сопроводительных документов. Так, согласно, Приказа МСХ от 27.12.2016 г. № 589, ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.
При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм № 5, либо по ветеринарному сертификату установленной формы страной-импортером.
При наличии соответствующих требований страны-импортера, допускается оформление экспортных ветеринарных сертификатов на товары, не включенные в Единый перечень товаров, по заявлению экспортера.
Ветеринарные сертификаты специалисты Управления Россельхознадзора выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пунктами 7, 8 Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 ветеринарные свидетельства оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля

Функции по контролю и надзору в сфере карантина и семеноводства сельскохозяйственных растений, обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки осуществляются специалистами отдела контроля и надзора в области карантина растений и отдела Государственного фитосанитарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации.
В установленной сфере деятельности за 1-е полугодие 2019 года проведено 227 контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 186 правонарушений, вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму более 595,3 тыс. руб., вынесено 22 предупреждений, в том числе 12 постановлений о замене административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КРФ об АП, объявлено 9 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основными нарушениями, которые установлены при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в местах завершения таможенного оформления груза являются:
- отсутствие фитосанитарных сертификатов при ввозе на территорию Российской Федерации и ЕАЭС;
- выявление карантинных для Российской Федерации и ЕАЭС объектов в подкарантинной продукции (в 6 случаях выявлено наличие 4-х видов карантинных объектов, а именно: горчак ползучий (розовый), амброзия полыннолистная, амброзия трёхраздельная и амброзия многолетняя).
- нарушение временных ограничений ввоза подкарантинной продукции в ручной клади и багаже пассажиров, прибывающих из Украины, Узбекистана, Таджикистана и Грузии.
- отсутствие в фитосанитарном сертификате информации о проведении обеззараживания подкарантинной продукции;
- несоответствие Единым карантинным фитосанитарным требованиям информации, указанной в разделе «Дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата;
- отсутствие маркировки на упаковочной таре;
С 01.07.2018 вступили в действие Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157, целью которых является недопущение ввоза и распространение на таможенной территории Евразийского экономического союза карантинных объектов.
Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 8 указанных Требований, в графе «дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата должно быть указано, что подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или) участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях.
Обращаем внимание, что вступило в силу Постановление Правительства РФ № 128 «Об утверждении правил контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в РФ из иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, (характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами РФ, в целях ее использования для посевов и посадок»). В постановлении устанавливается порядок ввоза подкарантинной продукции для посевов и посадок.
В 1 квартале 2019 года специалистами Управления по поручению Правительства Российской Федерации в целях недопущения заражения и распространения карантинных объектов при хранении зерна и продуктов его переработки, как на территории Российской Федерации, так и при экспортных операциях, а также обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, на подведомственной территории проведены 16 внеплановых проверок в отношении предприятий, осуществляющих деятельность по приемке, хранению и отгрузке подкарантинной продукции. По результатам мероприятий возбуждено 50 административных дел за нарушение обязательных требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» и Техническим регламентом «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011.
В области карантина растений установлено, что собственниками, владельцами и пользователями подкарантиных объектв, при операциях по заготовке и хранению зерна допускаются такие нарушения как:
- хранение подкарантинной продукции, засоренной семенами карантинных сорных растений;
- наличие просыпей зерна на территории подкарантинного объекта;
- отсутствие документов, подтверждающих проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания складских помещений.
- не извещение территориального управления Россельхознадзора об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами;
Среди нарушений требований Технического регламента «О безопасности зерна» необходимо указать на такие как:
- нарушение обязательных требований хранения зерна, которое повлекло за собой зараженность вредителями хлебных запасов хранящейся продукции пыльных сметок и россыпей зерна в производственных помещениях и на технологическом оборудовании;
- несоответствие складских помещений требованиям обеспечения безопасности хранения, наличие повреждений стен, кровли складских помещений, затеков после атмосферных осадков, отсутствие остекления окон;
- нарушения порядка учета зерна и продуктов его переработки.
Обращаем внимание, что за несоответствие требованиям технического регламента ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» по зараженности должностными лицами Управления выдано 1 предписание о прекращении действия 1 декларации о соответствии на серийный выпуск продукции и за недостоверное декларирование продукции выдано 1 предписание о прекращении действия 1 декларации о соответствии на продукцию общим объемом 800 тыс. тонн.
Действующим законодательством, в частности ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206–ФЗ «О карантине растений», установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.
Выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной или засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация и использование в качестве семян или посадочного материала не допускается.
В соответствии с Правилами обеспечения карантина растений, утвержденными приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. № 456 просыпи зерна и продуктов его переработки, образующиеся на выгрузочных площадках и железнодорожных путях, подлежат ежедневному удалению.
Транспортные средства, емкости, складские помещения и оборудование, использованные для хранения, перевозки, переработки зерна и продуктов, его переработки, подлежат очистке от просыпей и остатков зерна и продуктов его переработки. Складские помещения подлежат регулярному, не реже одного раза в год, профилактическому фитосанитарному обеззараживанию методом фумигации.
Неоднократно, на предыдущих обсуждениях правоприменительной практики сообщалось, что подкарантинная продукция, выращенная в карантинной фитосанитарной зоне, при вывозе должна проходить процедуру установления карантинного фитосанитарного состояния и сопровождаться карантинным сертификатом, удостоверяющим отсутствие карантинных объектов.
Собственник подкарантинной продукции обязан осуществить погашение карантинного сертификата и известить Управление, любым доступным способом, о поступлении подкарантинной продукции в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки.
При обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователи подкарантинных объектов обязаны проинформировать об этом территориальное управление Россельхознадзора не позднее, чем один календарный день с момента обнаружения признаков заражения и (или) засорения, согласно приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 1 от 09.01.2017 г. Извещение может быть направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, нарочно, посредством факсимильной связи либо электронной почты через официальный сайт управления Россельхознадзора. В первом полугодии в Управление поступило 2 извещения о том, что в период проведения обследования обнаружены очаги карантинных объектов – горчака ползучего и повилики полевой.
Согласно Закону «О карантине растений» ответственность за выполнение мероприятий по борьбе с карантинными объектами возлагается на граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде земельные участки.
С учетом наносимого вреда карантинными объектами необходимо не только не допускать их распространения по территории Астраханской области, но и проводить мероприятия направленные на сокращение площадей карантинных фитосанитарных зон с последующей их полной ликвидацией.
В связи с чем, за отчетный период Управлением в рамках мониторинга карантинного фитосанитарного состояния обследовано более 10 тыс. га, в результате которых выявлены очаги карантинных объектов - горчака розового на площади более 65,5 га и установлено 1099 феромонных ловушек.
В зимне-весенний период должностными лицами Управления проводилась работа по информированию населения и поднадзорных объектов о необходимости соблюдения карантинных фитосанитарных требований. В феврале – марте 2018 года состоялись заседания районных комиссий по борьбе с карантинными объектами во всех районах области и совещания с Главами КФХ, в которых сотрудники Управления принимали участие с доведением информации о вреде карантинных объектов, мерах по их предотвращению и о мероприятиях, проводимых для локализации и ликвидации их очагов.
На территории Астраханской области совместно с Министерством сельского хозяйства по Астраханской области разработан план совместных мероприятий по борьбе с картофельной, томатной молью, амброзией полыннолистной и другими карантинными объектами на 2019 год. На основании данного плана и в целях улучшения карантинного фитосанитарного состояния территории Астраханской области всем главам администрации районов были направлены письма о необходимости принятия кардинальных мер по ликвидации очагов карантинных объектов на подведомственных им территориях.
В рамках работы штаба по борьбе с картофельной и томатной молью Управлением получены ответы на запросы от всех районных управлений сельского хозяйства по количеству поднадзорных объектов, планирующих посев и посадку пасленовых культур, в т.ч. картофеля. Сформирован реестр поднадзорных объектов, с которым в течении вегетационного периода ведется работа. Количество КФХ и юридических лиц, планирующих выращивание пасленовых культур, составляет 394 объекта на общей площади больше 9 тыс. га. Проводятся мониторинговые мероприятия по фитосанитарному обследованию участков, которые используются для выращивания пасленовых в 2019 году.
В рамках выполнения указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 7 августа 2014г № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» совместно с Астраханской Таможней и Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области в апреле 2019 года прошло совещание по обсуждению вопросов о пресечении фактов ввоза и реализации продукции, в отношении которых установлены ограничения на ввоз на территорию РФ.
За 1 полугодие 2019 года на территории Астраханской области изъято и уничтожено 2 партии подкарантинной продукции общим весом 0,615 т:
- яблоки свежие (0,546 т) в связи с указанием страны происхождения –Республика Польша и отсутствием информации о происхождении подкарантинной продукции на коробках;
- руккола (0,03 т), салат-латук листовой (0,03 т), шпинат (0,009 т) - общим весом 0,069 т в связи с указанием на маркировке подкарантинной продукции страны происхождения – Италия.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятиях за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд специалистами за 1 полугодие 2019 г. проведено 34 плановых проверок. Установлены факты нарушений законодательства изготовителями и поставщиками круп при поставках в государственные учреждения.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлено, что в обороте не могут находиться продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, в отношении которых нет возможности установить сроки годности.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
По результатам лабораторных исследований Астраханского филиала ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» выявлено 2,663 т крупы не соответствующей требованиям Техническим условиям ГОСТов по показателям качества (по зараженности, рис дробленный, меловые ядра риса, доброкачественное ядро, крупность, мучка и тд.), а также с отсутствием декларации о соответствии, из них 2,632 т– уничтожено, 0,031 т возвращено поставщикам
В ходе контрольно-надзорных мероприятий в области семеноводства сельскохозяйственных растений установлены факты ввоза и реализации партий семян с маркировкой, не отвечающей требованиям Российской Федерации.
Обязательные требования при производстве, заготовке, хранении, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений установлены Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149 «О семеноводстве», согласно которого запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.
Ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно Порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.12.2017 № 622 Реализация партий семян осуществляется при наличии информации о сортовой принадлежности, происхождении и качестве семян, указанной на таре (упаковке), ярлыке (этикетке), а также содержаться в сопроводительных документах.
Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами должны иметь предупреждающую надпись и сопровождаться инструкцией по безопасному обращению с семенами и информацией о видах и возможных последствиях воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Не допускаются ввоз и реализация семян, протравленных препаратами, не разрешенными к применению на территории Российской Федерации.

Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!