x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад об итогах практической деятельности Управления во II квартале 2020 года на территории Астраханской области

В целях исполнения поручения открытого правительства по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации принципов «открытого правительства» публикуются публичные обсуждения результатов правоприменительной практики и заслушаем доклады о практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – Управление) по итогам работы во 2 квартале 2020 г. на территории Астраханской области.

Управление является участником реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Одним из аспектов реформы является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). На сегодняшний день Управлением с учетом риск-ориентированного подхода осуществляются земельный надзор и лицензионный контроль в сфере ветеринарного применения лекарственных средств.

Еще одним направлением Реформы контрольно-надзорной деятельности является использование проверочных листов при проведении плановых проверок. Россельхознадзором разработаны и утверждены проверочные листы, используемые должностными лицами Россельхознадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора, федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, федерального государственного фитосанитарного контроля (надзора).

Проверочные листы представляют собой список вопросов, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства. Так, предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Можно ознакомиться с указанными проверочными листами предварительно, они размещены на сайте Управления.

Во II квартале 2020 году специалистами Управления пресечено 202 правонарушения и составлено 13 материалов контрольно – надзорных мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 987,6 тыс. руб. По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 20 постановлений о вынесении предупреждения.

Привлечено к административной ответственности 214 субъектов, в том числе: 25 юридических лиц, 37 индивидуальных предпринимателей, 30 должностных лиц, 122 гражданина.

В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 3 предписания, внесено 69 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

По фактам выявленных нарушений 12 дел направлены в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

В целях освещения деятельности Управления всего выпущено 49 публикации (электронные СМИ – 36, печатные СМИ – 1, телевидение – 1, радио - 11).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора

Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) в соответствии с возложенными на него полномочиями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Работа по организации и проведению государственного земельного надзора в Управлении осуществляется в соответствии с установленными правилами и нормами, направленными на снижение административного давления на хозяйствующие субъекты и повышение результативности проводимых мероприятий.

С учетом реформы контрольно-надзорной деятельности проверочные мероприятия проводятся с учетом применения риск-ориентированного подхода.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, которые определяют осуществление государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода; предусматривается разделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на категории риска.

Отнесение земельных участков к категориям риска (а равно изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя ТУ РСХН.

Проведение Россельхознадзором плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:

для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 3 года;

для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в ТУ РСХН о присвоенных земельным участкам категориям. Также, субъект может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.

За отчетный период решением Руководителя присвоено 398 категории риска по земельным участкам сельскохозяйственного назначения:

средний риск – 101;

умеренный риск – 59;

низкий риск – 238.

Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.

Приказом Россельхознадзора от 18.09.2017 №908 утверждена форма проверочного листа, используемого должностными лицами его территориальных органов при проведении плановых проверок в рамках государственного земельного надзора.

Данный документ разработан в соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также пунктом 2 Общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 № 177.

Проверочный лист содержит графы для указания наименования проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, места проведения плановой проверки, реквизитов приказа руководителя о проведении проверки, и других сведений.

Всего в проверочный лист включено 11 вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юр. лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки.

В ходе проведения плановой проверки должностные лица Россельхознадзора не вправе выходить за рамки вопросов, приведенных в проверочном листе.

Приказ подготовлен Россельхознадзором с целью защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля.

Большое значение приобретает профилактика нарушений обязательных требований, в основную задачу, которой входит формирование у субъектов единого понимания обязательных требований земельного законодательства.

Субъекты в сфере государственного земельного надзора должны знать и понимать, что земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом и подлежат особой охране.

Одним из важных условий, обеспечивающих рост производства сельскохозяйственной продукции, является эффективное использование земельных ресурсов, в том числе, земель сельскохозяйственного назначения, и сельхозтоваропроизводителям особое внимание следует уделять их качественному использованию.

В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - № 294-ФЗ) продолжается тенденция снижения доли плановых проверок, а также проводится активная работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства.

С целью минимизации нарушений обязательных требований Управлением реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение и сокращение нарушений в области государственного земельного надзора. При получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований Управлением выдаются предостережения (в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

За отчетный период 2020 года на территории Астраханской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 5 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Далее остановимся на основных видах правонарушений, совершаемых подконтрольными субъектами в отношении земель сельскохозяйственного назначения:

- неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;

- повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.

- невнесение минеральных удобрений;

- нарушение структуры посевных площадей.

За неиспользование земель в части зарастания за рассматриваемый период составлено 4 протокола, вынесено 4 постановления по делам об административных правонарушениях на общую сумму 860 тыс. руб. В рамках имеющихся полномочий специалистами Управления выдано 3 предписания об устранении выявленных нарушений.

Признаки неиспользования земельного участка установлены Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Налоговым Кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.06.2014) в соответствии с п.1 ст.394 предусмотрено повышение налоговой ставки при исчислении земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

Во исполнение Соглашения № 01 – 31/159/8 от 23.07.2017г. об информационном взаимодействии между Управлением ФНС по Астраханской области и Управлением Россельхознадзора по РВАО и РК, за отчетный период направлен в Управление ФНС по Астраханской области мониторинг земельных участков в количестве 3 шт. (административные дела по ч.2 ст. 8.8 КРФ об АП), относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и неиспользуемых для ведения сельскохозяйственного производства, в целях применения администрирования земельного налога.

За отчетный период 2020 года выявлен 1 случай незаконной разработки карьера на площади 0,3144 га.

По вышеуказанному факту виновное лицо привлечено к административной ответственности.

Хотелось бы отметить, что в случае порчи почвы, а также перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями (вскрышными породами, отходами производства и потребления), производится расчет ущерба, согласно «Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» № 238 от 08.07.2010. В соответствии с внесенными изменениями в Методику исчисления вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды (Приказ Минприроды России от 11.07.2018г. № 316), произведен расчет размера ущерба, причиненного почвенному покрову при снятии плодородного слоя почвы. Так, в ходе проведения административных расследований в отношении юридического лица и администрации муниципального района, размер ущерба составил 983 239, 92 тыс. руб.

За II квартал 2020 год специалистами Управления выявлены 3 несанкционированные свалки на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 5,5 га в Камызякском районе области.

Пунктом 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Согласно вышеуказанным нормам закона на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться свалки, так как указанные земли предназначены для нужд сельского хозяйства. Невыполнение землепользователями, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КРФ об АП.

Статьей 29 ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Специалистами Управления Россельхознадзора по Астраханской области при проведении проверок во II квартале 2020 года отобрано 88 почвенных образца с общей площади 562,5 га земель сельскохозяйственного назначения, из них: на агрохимические показатели - 78 образцов с площади 560,5 га с целью осуществления контроля уровня плодородия почв и 10 образцов почвы отобрано на эколого-токсикологические показатели с площади 0,5 га.

Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого становится использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли, определенных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 г. № 612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

В ходе осуществления государственного земельного надзора за отчетный период 2020 года сотрудниками отдела земельного надзора на территории Астраханской области проведено 60 контрольно-надзорных мероприятий соблюдения требований земельного законодательства, из них: 6 внеплановых проверок; проведено 46 плановых (рейдовых) осмотров, проведено 8 мероприятий в соответствии со ст. 28.1 КРФ об АП.

По результатам проведенных мероприятий выдано 4 предписания об устранении выявленных нарушений, составлено 12 протоколов об административном правонарушении, вынесено 16 постановлений о назначении административного наказания в виде административного штрафа. Общая проконтролированная площадь земель сельскохозяйственного назначения по результатам проведенных надзорных мероприятий составила 37561,27 га.

Общая сумма наложенных штрафных санкций за II квартал 2020 год составила 1 609 960 рублей.

Учитывая количество выявленных правонарушений, считаем необходимым, довести до сведения землепользователей требования, которые являются обязательными при использовании земель сельскохозяйственного назначения:

  1. Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и разрешенным использованием (ст. 7 ЗК РФ);
  2. Использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ст. 42 ЗК РФ).
  3. Проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (ст. 13 ЗК РФ).
  4. Сохранять достигнутый уровень мелиорации земель (ст. 13 ЗК РФ).
  5. Проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения (ст. 13 ЗК РФ).
  6. Не допускать загрязнение почв химическими веществами, микроорганизмами и отходами производства и потребления (ст. 13, 42 ЗК РФ).
  7. Не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв (ст. 13, 42 ЗК РФ).
  8. Проводить работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и осуществлять раскорчевку списанных многолетних насаждений (Постановление Правительства РФ № 369).
  9. Проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13 ЗК РФ, ст. 1, 8 ФЗ-№ 101).

За II квартал 2020 года должностными лицами Управления в сфере земельного надзора по Астраханской области, составлен 1 протокол об административных нарушениях, который направлен в соответствии с компетенцией для рассмотрения в суд общей юрисдикции: за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (по ст.19.6 КРФ об АП).

С целью донесения до землепользователей требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения в 2020 году запланированы проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Управления.

Также в рамках организации работы по пресечению и недопущению совершения нарушений требований земельного законодательства сотрудники отдела земельного надзора принимали участие в совещаниях, конференциях, семинарах по вопросам разъяснения обязательных требований земельного законодательства.

Специалисты приняли участие в 2 совещаниях по вопросам осуществления земельного надзора.

Информация о результатах проведения государственного земельного надзора, а также о деятельности отдела и об актуальных изменениях земельного законодательства размещается на сайте Управления www.rsn-rostov.ru.

За разъяснениями по возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел земельного надзора по телефону 8(8512)40-80-84 или в письменной форме в Управление Россельхознадзора по адресу: 344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214А.

В заключении следует отметить, что в настоящее время землям сельскохозяйственного назначения уделяется огромное внимание на всех уровнях власти.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения должны использоваться в целях сельскохозяйственного производства, обеспечивая продовольственную безопасность Российской Федерации.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора

Должностными лицами Управления в сфере Государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте осуществляется контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ветеринарии на Государственной границе РФ (включая пункты пропуска через Государственную границу) и в местах совершения таможенных операций.

Поддержка и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков на сегодняшний день является одним из основных приоритетных направлений деятельности Россельхознадзора.

В связи с неоднократными выявлениями нарушений в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении партий отправляемых на экспорт товаров хотелось бы разъяснить основные требования к проведению контроля специалистами отдела при экспорте.

Основными условиями экспорта подконтрольных Россельхознадзору товаров является:

  • наличие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер»;
  • выполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера;
  • разрешение Россельхознадзора на вывоз;
  • ветеринарный сертификат формы №5, в случае вывоза товаров в страны СНГ ветеринарное свидетельство, либо ветеринарный сертификат установленной формы страны-импортера.

Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г. введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть внесены:

  • производитель животноводческой продукции;
  • животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;
  • предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.

Также подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение подконтрольных товаров.

Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требований страны-импортера. Управление Россельхознадзора совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.

Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.

Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.

Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального мониторинга.

При экспорте подконтрольных Россельхознадору товаров необходимо строгое соблюдение требований ветеринарного законодательства страны-импортера, что предусмотрено Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010г. № 317.

С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».

В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора инспектор территориального управления Россельхознадзора вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за достоверность представленных требований.

Также, одним из условий для экспорта подконтрольных товаров является наличие разрешения Россельхознадзора на вывоз, выданного государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешение.

Приказом МСХ РФ от 7 ноября 2011г. № 404, установлено, что выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:

  • поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;
  • собак, кошек, хорьков, кроликов, а также животных, в отношении не установлены требования по обязательной вакцинации, и которые вывозятся владельцами для личного пользования;
  • кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;
  • охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;
  • лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
  • кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;
  • водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;
  • готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.

Разрешение на вывоз можно получить в информационной системе «Аргус» в течение нескольких минут.

Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.

Следующим условием экспорта подконтрольной продукции является наличие ветеринарных сопроводительных документов. Так, согласно, Приказа МСХ от 27.12.2016 г. № 589, ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.

Согласно изменениям внесенным в Приказ МСХ от 27.12.2016 г. (начало действия редакции от 07.06.2020) № 589, при вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм N N 5a, 5b,5c,5d, 5e, 5f, 5g, 5h,5i,5j,5k, 5l или форм, согласованных уполномоченным органом и компетентным органом страны-импортера, или форм, размещенных на официальных сайтах компетентных органов стран-импортеров.

При наличии соответствующих требований страны-импортера, допускается оформление экспортных ветеринарных сертификатов на товары, не включенные в Единый перечень товаров, по заявлению экспортера.

Ветеринарные сертификаты специалисты Управления Россельхознадзора выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с пунктами 7, 8 Приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 № 589 ветеринарные свидетельства оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля

Основными направлениями деятельности в фере государственного фитосанитарного надзора (контроля) являются:

- осуществление Государственного фитосанитарного контроля и надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и внутренних таможенных постах, находящихся в зоне деятельности Управления.

- исполнение государственной услуги по карантинной и фитосанитарной сертификации подкарантинной продукции;

- надзор за соблюдением нормативных правовых норм в области карантина растений, семеноводства сельскохозяйственных растений, а также обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, участником которых является Российская Федерация в установленной сфере деятельности.

В установленной сфере деятельности за 2 квартал 2020 года проведено 48 (граница-18, карант-30) контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 44 (граница-18, карант-26) правонарушений, вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 109 тыс. руб. (граница- 44,0 тыс. руб, карант-65,0 тыс. руб.) вынесено 6 предупреждений и 6(граница-5, карант-1) постановления о замене административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КРФ об АП. Объявлено 0 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

За отчетный период проконтролировано и сертифицировано около 459,934 тыс. т, 50,542 тыс. шт. и 131,881 тыс. кубических метров подкарантинной продукции. Выдано 1193 фитосанитарных документов.

Основными нарушениями, которые установлены при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в местах завершения таможенного оформления груза являются:

- отсутствие маркировки подкарантинной продукции;

- отсутствие фитосанитарного сертификата;

-несоответствие наименования подкарантинной продукции на маркировке;

-несоответствие маркировки подкарантинной продукции.

Необходимо обратить внимание на выполнение требований нормативных документов, таких как Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157, целью которых является недопущение ввоза и распространения на таможенной территории Евразийского экономического союза карантинных объектов.

В соответствии с п. 8 указанных Требований, в графе «дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата должно быть указано, что подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или) участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях.

Экспортируемые партии должны проходить проверку соответсвия требованиям стран-импортеров, которые размещены в сети интернет на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит».

По результатам контроля (надзора) за соблюдением нормативных правовых норм в области карантина растений установлено, что собственниками, владельцами и пользователями подкарантиных объектв, при операциях по заготовке и хранению, а также перевозке зерна допускаются такие нарушения как:

- вывоз подкарантинной продукции из карантинных зон без установления карантинного фитосанитарного состояния;

- транспортировка и хранение подкарантинной продукции, засоренной семенами карантинных сорных растений;

- наличие просыпей зерна на территории подкарантинного объекта, в том числе на водную поверхность;

- неизвещение территориального управления Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции и обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами, непогашение карантинного сертификата по прибытию подкарантинной продукции.

Действующим законодательством, в частности ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206–ФЗ «О карантине растений», установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

Выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной или засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация и использование в качестве семян или посадочного материала не допускается.

Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, причем хранение в таких случаях осуществляется изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов.

Неоднократно, на предыдущих обсуждениях правоприменительной практики сообщалось, что подкарантинная продукция, выращенная в карантинной фитосанитарной зоне, при вывозе должна проходить процедуру установления карантинного фитосанитарного состояния и сопровождаться карантинным сертификатом, удостоверяющим отсутствие карантинных объектов. Напоминаем, что карантинный сертификат оформляется в течение трех дней со дня представления заявителем соответствующих документов и сведений путем внесения данных в государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер, который выдается в электронном виде. Управлением организовано 13 мест по выдаче фитосанитарных документов. Места дислокации и контактные данные сотрудников Управления размещены на сайте.

Собственник подкарантинной продукции обязан осуществить погашение карантинного сертификата и известить Управление, любым доступным способом, о поступлении подкарантинной продукции в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки.

При обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователи подкарантинных объектов обязаны проинформировать об этом территориальное управление Россельхознадзора не позднее, чем один календарный день с момента обнаружения признаков заражения и (или) засорения, согласно приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации № 1 от 09.01.2017 г. Извещение может быть направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, нарочно, посредством факсимильной связи либо электронной почты через официальный сайт управления Россельхознадзора.

Согласно Закону «О карантине растений» ответственность за выполнение мероприятий по борьбе с карантинными объектами возлагается на граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде земельные участки.

С учетом наносимого вреда карантинными объектами необходимо не только не допускать их распространения по территории Астраханской области, но и проводить мероприятия направленные на сокращение площадей карантинных фитосанитарных зон с последующей их полной ликвидацией.

В связи с чем, за отчетный период Управлением в рамках мониторинга карантинного фитосанитарного состояния обследовано более 6 тыс. га, в результате которых выявлены очаги карантинных объектов – горчака ползучего на площади более 4 га и установлено 600 феромонных ловушек.

С 4 мая 2020 года вступил в законную силу Приказ Минсельхоза России от 06.03.2020 № 112 «Об утверждении Порядка посева и посадки подкарантинной продукции, ввезенной в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции» (далее – Порядок).

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющие деятельность по посеву и посадке ввезенной подкарантинной продукции, необходимо будет известить любым доступным способом территориальное управление Россельхознадзора о месте, дате посева и посадки, наименовании, количестве подкарантинной продукции, реквизитах фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (при наличии) за пять рабочих дней до начала посева и посадки.

Посев и посадка ввезенной подкарантинной продукции должны будут осуществляться под контролем Россельхознадзора и в соответствии с технологиями возделывания культур.

С 01 июня 2020 года вступил в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 12430-2019 «Карантин растений. Методы и нормы отбора образцов подкарантинной продукции при карантинном фитосанитарном досмотре и лабораторных исследованиях». Настоящий стандарт распространяется на подкарантинную продукцию (продукция растительного происхождения, лесоматериалы, упаковочные и крепежные материалы и др. ) подлежащую карантинному фитосанитарному досмотру, и устанавливает методы и нормы отбора образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований.

Во 2 квартале 2020 года на территории Астраханской области случаев незаконного оборота продукции растительного происхождения, запрещенной к ввозу в РФ не выявлено.

Напоминаем участникам ВЭД, осуществляющих ввоз продукции растительного происхождения, что действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, продлено до 31.12.2020.

Обращаем внимание, что с 12 апреля 2020 года вступили в силу требования Решения Коллегии ЕЭК от 31.03.2020 № 43 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской Экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования». Решением определены продовольственные товары, запрещенные к вывозу по 30 июня 2020 г. включительно, в частности, лук, чеснок, рожь, гречиху, подсолнечник, продукты из гречки.

Кроме того, с 10 апреля 2020 года вступили в силу требования постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 385 «О введении временного количественного ограничения на вывоз зерновых культур за пределы территорий не являющихся членами Евразийского экономического союза, и установлении случая, при котором временное периодическое таможенное декларирование товаров не применяется», согласно которым по 30 июня 2020 года введено количественное ограничение на вывоз за пределы Российской Федерации в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, зерновых культур.

Ограничение касается пшеницы и меслина (код 1001 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 ТН ВЭД ЕАЭС), являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, в соответствии с таможенной процедурой экспорта в общем объеме 7 млн. тонн.

Среди нарушений требований Технического регламента «О безопасности зерна» необходимо указать на такие как:

- отсутствие информации о декларации о соответствии в товаросопроводительных документах при его выпуске в обращение.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» плановые проверки были исключены из Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, в связи с этим за отчетный период плановые выездные проверки в сфере качества и безопасности зерна в отношении лиц, осуществляющих закупку круп для государственных нужд не проводились.

В целях обеспечения безопасности зерна необходимо неукоснительное исполнение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874. Указанный Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна.

Согласно Регламента хранение зерна должно осуществлятся в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств.

В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.

Зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, в соответствии с требованиями Регламента, выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

В зависимости от схемы декларирования подтверждение соответствия зерна осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

К слову, перечень аккредитованных лабораторий и органов по сертификации в сфере качества и безопасности зерна, размещен на сайте росаккредитации.

При осуществлении закупки круп для государственных нужд необходимо обратить внимание, что согласно Санитарным правилам поступающие в организацию продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что в обороте не могут находиться продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, которые определяются визуально, а также не имеющие сроков годности и соответствующей маркировки.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В области семеноводства сельскохозяйственных растений установлены факты ввоза партий семян без документов, подтверждающих сортовые и посевные качества, с маркировкой, не отвечающей требованиям Российской Федерации; несоблюдение условий хранения семян, использование семян без проверки сортовых и посевных качеств.

Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149 «О семеноводстве», определены обязательные требования при производстве, заготовке, хранении, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений. Запрещается использовать для посева (посадки) семена,сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства.

Запрещается ввозить и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.

Допускается ввоз и реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию и если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» ввоз семенного и посадочного материала на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 128.

С 15 января 2020 года в опытную эксплуатацию введен специализированный модуль ФГИС «Аргус-Фито» в целях оптимизации процессов обработки заявлений на ввоз подкарантинной продукции с целью ее использования для посевов и посадок. 

Модуль позволяет исключить типовые ошибки при заполнении формы заявления, а также отслеживать этапы обработки обращений в онлайн-режиме.

Заинтересованные участники ВЭД могут ознакомиться с «руководством пользователя» и зарегистрироваться в системе, перейдя по ссылке: https://eqc.fitorf.ru/pitomniki.dll. Постоянный адрес модуля находится в разделе «Аргус-Фито» на главной странице официального сайта Россельхознадзора.

Согласно Порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений, утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12.12.2017 № 622, реализация партий семян должна осуществляться при наличии информации о сортовой принадлежности, происхождении и качестве семян, которая должна быть указана на таре (упаковке), ярлыке (этикетке), а также содержаться в сопроводительных документах.

Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны реализовываться в упакованном виде. Тара (упаковка) должна иметь предупреждающую надпись и сопровождаться инструкцией по безопасному обращению с семенами и информацией о видах и возможных последствиях воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Не допускаются ввоз и реализация семян, протравленных препаратами, не разрешенными к применению на территории Российской Федерации.



Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!