x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад о правоприменительной практике Управления за I квартал 2021 года на территории Волгоградской области

В целях исполнения поручения открытого правительства по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации принципов открытого правительства проводятся публичные обсуждения практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – Управление) по итогам работы за 1 квартал 2021 года на территории Волгоградской области.
В связи с предотвращением распространения новой коронавирусной инфекции, проведение публичных обсуждений Управления в 2021 году продолжится в режиме видео-конференц-связи. План-график размещен на официальном сайте Управления во вкладке «Правовое информирование и правовое просвещение».
Напомним, что в марте 2020 года был введен запрет на проведение плановых проверок в 2020 году, внеплановые проверки проводились лишь в случаях наличия фактов причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также по Поручениям Правительства РФ. Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается до конца 2021 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020            № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» из плана проверок Управления на 2021 год исключены 686 проверок.
     Кроме того, предусматриваются иные меры, призванные снизить нагрузку на хозяйствующие субъекты в целом, а также создать условия для реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июля 2021 года:
1.    Возможность проведения в 2021 году выездных проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
2.    Возможность заменены проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план проверок на 2021 год, проведением инспекционного визита.
3.    Ограничение продолжительности плановой проверки десятью рабочими днями.
С 2017 года Управление является участником реализации приоритетной программы по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам на срок до 2025 года.
Одним из аспектов реформы является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). На сегодняшний день Управлением с учетом риск-ориентированного подхода осуществляются земельный надзор и лицензионный контроль в сфере ветеринарного применения лекарственных средств.
Также, направлением реформы контрольно-надзорной деятельности является использование проверочных листов при проведении плановых проверок. Россельхознадзором разработаны и утверждены проверочные листы, используемые должностными лицами Россельхознадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора, федерального государственного ветеринарного контроля (надзора), федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, федерального государственного фитосанитарного контроля (надзора).
Проверочные листы представляют собой список вопросов, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства. Так, предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Можно ознакомиться с указанными проверочными листами предварительно, они размещены на сайте Управления.
За отчетный период специалистами Управления на территории Волгоградской области пресечено 529 правонарушений и составлено                              63 материалов контрольно - надзорных мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 4535 тыс. руб. По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 30 постановлений о вынесении предупреждения.
Привлечено к административной ответственности 376 субъектов, в том числе: 32 юридических лица, 74 индивидуальных предпринимателя, 7 должностных лиц, 263 граждан.
В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 185 предписаний, внесено 77 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
По фактам выявленных нарушений 84 дела направлено в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.
В целях освещения деятельности Управления за январь-февраль 2021 года выпущено 660 публикации (электронные СМИ – 495, печатные СМИ – 75, телевидение – 24, радио - 66).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора


Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - Управление) в соответствии с возложенными на него полномочиями согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Работа по организации и проведению государственного земельного надзора в Управлении осуществляется в соответствии с установленными правилами и нормами, направленными на снижение административного давления на хозяйствующие субъекты и повышение результативности проводимых мероприятий.
С учетом реформы контрольно-надзорной деятельности проверочные мероприятия проводятся с учетом применения риск-ориентированного подхода.
Внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре которые определяют осуществление государственного земельного надзора с применением риск-ориентированного подхода; предусматривается разделение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на категории риска:
К категории среднего риска относятся: земельные участки, кадастровая стоимость которых на 50 и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу); мелиорируемые и мелиорированные земельные участки; земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более); земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней.
 К категории умеренного риска относятся: земельные участки, смежные с земельными участками из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; земельные участки, в границах которых расположены магистральные трубопроводы; земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест); земельные участки, смежные с земельными участками, на которых расположены комплексы по выращиванию и разведению свиней.
К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев к категориям среднего или умеренного риска.
Отнесение земельных участков к категориям риска (а равно изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя территориальных управлений Россельхознадзора.
Проведение Россельхознадзором плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска будет осуществляться со следующей периодичностью:
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет.
В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в территориальное управление Россельхознадзора о присвоенных земельным участкам категориям. Также, субъект может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.
За 1 квартал 2021 года на территории Волгоградской области всего присвоено 134 категорий риска земельным участкам, все они относятся к среднему риску. С августа 2020 база поднадзорных объектов формируется в информационной системе Россельхознадзор Ревизор. На постоянной основе вносятся сведения о правообладателях, присвоенных рисках, земельных участков.
Введение дифференцированного подхода должно сопровождаться сокращением количества подконтрольных субъектов и отказом от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.
Большое значение приобретает профилактика нарушений обязательных требований, в основную задачу которой входит формирование у субъектов единого понимания обязательных требований земельного законодательства.  
Субъекты в сфере государственного земельного надзора должны знать и понимать, что земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом и подлежат особой охране.
Одним из важных условий, обеспечивающих рост производства сельскохозяйственной продукции, является эффективное использование земельных ресурсов, в том числе, земель сельскохозяйственного назначения, и сельхозтоваропроизводителям особое внимание следует уделять их качественному использованию.
В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - № 294-ФЗ) продолжается тенденция снижения доли плановых проверок, а также проводится активная работа по профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства.
С целью минимизации нарушений обязательных требований Управлением реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение и сокращение нарушений в области государственного земельного надзора. При получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований Управлением выдаются предостережения (в соответствии со ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
За отчетный период на территории Волгоградской области в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями выдано 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. По итогам рассмотрения 3 административных дел, за правонарушение, совершенное впервые, наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение, в соответствии со ст. 4.1.1 КРФ об АП.
Далее остановимся на основных видах правонарушений, совершаемых подконтрольными субъектами в отношении земель сельскохозяйственного назначения:
- неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами и отходами производства и потребления, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;
- повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения.
Признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются: наличие зарастания сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;
Налоговым Кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.06.2014) в соответствии с п.1 ст.394 предусмотрено повышение налоговой ставки при исчислении земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.
В УФНС по Волгоградской области за рассматриваемый период направлено 64 материала для применения повышенной ставки земельного налога за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.
Во исполнение Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением ФНС по Волгоградской области и Управлением, за отчетный период направлено 8 предписаний в Управление ФНС по Волгоградской области относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и неиспользуемых для ведения сельскохозяйственного производства, в целях применения администрирования земельного налога.
Также, в соответствии с п. 1.3 Решения Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 31 марта 2020, информация о собственниках неиспользуемых земельных участков сельхозназначения, полученная в рамках осуществления государственного земельного надзора и направляемая в МЧС, подлежит направлению (дублированию) в соответствующие управления МВД России. За отчетный период в ГУ МВД России по Волгоградской области направлена информация о фактах неиспользования, которые привели к зарастанию, в отношении 19 земельных участков сельскохозяйственного назначения и их 15 правообладателях.
Хотелось бы отметить, что в случае порчи почвы, а также перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями (вскрышными породами, отходами производства и потребления), производится расчет ущерба.
За 2021 год Управлением направлено 1 исковое заявление, в отношении юридического лица о возмещении вреда в денежном эквиваленте на сумму 5 184 000 рублей и обязании лиц провести на нарушенных участках рекультивацию.
По итогам судебных заседаний вынесено 2 решения о возмещении вреда в денежном эквиваленте на сумму 85 029 120 рублей и обязании лиц провести  на нарушенных участках рекультивацию. За истекший период 2021 года Управлением направлено 15 претензии с требованием устранения выявленных нарушений земельного законодательства.
Расчет ущерба исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненный почвам, как компоненту природной среды, сформировавшемуся на поверхности земли, состоящему из минеральных веществ горной породы, подстилающей почву, органических веществ, образовавшихся при разложении отмерших остатков животных и растений, воды, воздуха, живых организмов и продуктов их жизнедеятельности, обладающему плодородием, в результате их загрязнения, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы.
В 2021 году специалистами Управления выявлено 10 несанкционированных очагов захламления отходами производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 1,55 га. На территориях муниципальных образований в Городищенском, Среднеахтубинском, Котовском и других районах области.
Согласно законодательству, на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться свалки, так как указанные земли предназначены для нужд сельского хозяйства. Все отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Невыполнение землепользователями, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КРФ об АП.
Федеральным законом «О мелиорации земель» предусмотрено, что граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.
Специалистами Управления на территории Волгоградской области при проведении контрольно-надзорных мероприятий за отчетный период отобрано 16 почвенных образцов с общей площади 0,014 га земель сельскохозяйственного назначения на эколого-токсикологические показатели.
Существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 критериев, причиной которого становится использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли.
Таким образом, в ходе осуществления государственного земельного надзора за отчетный период сотрудниками Управления на территории Волгоградской области проведено 55 контрольно-надзорных мероприятий соблюдения требований земельного законодательства.
Общая проконтролированная площадь земель по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий составила 11,7 тысяч гектар.
Одним из эффективных способов вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот, является профилактика нарушений обязательных требований. Вовлечено в сельскохозяйственный оборот 785 га.
Учитывая количество выявленных правонарушений, считаем необходимым, довести до сведения землепользователей требования, которые являются обязательными при использовании земель сельскохозяйственного назначения:
1. Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и разрешенным использованием.
2. Использовать земельные участки категории сельскохозяйственного назначения в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
3. Проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
4. Сохранять достигнутый уровень мелиорации земель.
5. Проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения.
6. Не допускать загрязнение почв химическими веществами, микроорганизмами и отходами производства и потребления.
7.   Не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв.
9. Проводить работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и осуществлять раскорчевку списанных многолетних насаждений.
10. Проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках организации работы по пресечению и недопущению совершения нарушений требований земельного законодательства специалисты Управления принимали участие в совещаниях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях по вопросам разъяснения обязательных требований земельного законодательства в формате видеоконференцсвязи.
С информацией о результатах осуществления государственного земельного надзора, а также о деятельности отдела и об актуальных изменениях земельного законодательства можно ознакомиться на сайте Управления www.rsn-rostov.ru.
За разъяснениями по возникающим вопросам необходимо обращаться в отдел земельного надзора по телефону 8 (863) 262-32-70 или в письменной форме в Управление Россельхознадзора по адресу:344000, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214А.
В заключении следует отметить, что земли, в особенности земли сельскохозяйственного назначения – это главный национальный ресурс, поэтому вопросы функционирования и использования земель находятся в сфере приоритетных государственных интересов, а вопросам рационального землепользования уделяется огромное внимание на всех уровнях власти. Земли сельхозназначения должны быть в сельскохозяйственном обороте, использоваться и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора


В отношении государственного ветеринарного надзора предусмотрен риск-ориентированный подход при осуществлении проверочных мероприятий. Правительством подготовлен проект постановления, утверждающий критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Применение риск-ориентированного подхода должно обеспечить снижение нагрузки на предпринимателей и в то же время более эффективный контроль.
При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности за 1 квартал 2021 года на территории Волгоградской области выдано 3 лицензии.
В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предприятий, осуществляющих содержания и разведение сельскохозяйственных животных, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:
1.    Не обеспечено ограждение ферм, препятствующее бесконтрольному проходу посторонних людей и животных.
2.    Отсутствуют или не функционируют дезинфекционные барьеры, санитарные пропускники.
3.    Не все поголовье животных подвергается обязательным ветеринарным обработкам.
4.    Нарушаются правила обращения с биологическими отходами, а именно они закапываются в землю или вывозятся на свалки.
5.    На птицеводческих предприятиях не обеспечена защита от контакта с синантропной птицей.
Это все может привести к возникновению в хозяйстве заразных, в том числе особо опасных, болезней животных и птицы.
Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена частями 1 и 2 ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение правил обращения с биологическими отходами – ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ.
Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы она гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.
Дезинфекционный барьер должен располагаться при въезде на территорию фермы, и иметь навес, длина дезбарьера – 9 м по зеркалу дезраствора. Заправка дезбарьера должна осуществляться периодически по мере расхода дезсредства.
Санитарный пропускник должен располагаться при входе на территорию фермы. В нем должны быть созданы условия для переодевания людей, принятия душа, стирки спецодежды.
Все поголовье животных в зависимости от возраста в обязательном порядке должно предоставляться ветеринарным специалистам для проведения обязательных ветеринарных обработок, включающих в себя диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, а также профилактические вакцинации.
В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, уничтожение биологических отходов должно осуществляться на утильзаводе, в скотомогильнике, соответствующем установленным требованиям, или путем сжигания в присутствии ветеринарного специалиста.
В помещениях для содержания птицы необходимо оборудовать защитные сетки либо иные приспособления, препятствующие проникновению синантропной птицы.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, осуществляющих убой сельскохозяйственных животных и птицы, переработку мясной продукции, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:
1.    Отсутствуют либо не оборудованы должным образом места для предубойного содержания животных.
2.    Допускается пересечение путей ввода животных и вывоза готовой продукции.
3.    Настенные и напольные покрытия не обеспечивают возможность проведения тщательной мойки и дезинфекции.
4.    Не оборудованы должным образом места ветеринарного контроля.
5.    Не осуществляется система контроля качества, основанная на принципах ХАССП.
6.    К убою допускаются животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы.
7.    Нарушаются правила маркировки выпускаемой мясной продукции.
Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил на предприятиях по убою животных и проработке мяса предусмотрена ст. 10.6 КоАП РФ, за нарушение требований технических регламентов – ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции», на предприятиях, осуществляющие убой животных должно быть оборудовано место для предубойной выдержки животных, где будет осуществляться предубойный ветеринарный осмотр.
На убойном предприятии не должны пересекаться «грязные» и «чистые» пути, т.е. пути ввода животных, вывоза боенских отходов и продуктов убоя.
Настенные и напольные покрытия должны быть выполнены из гладких стойких к агрессивной среде материалов, позволяющих производить их качественную мойку и дезинфекцию.
Для ветеринарного осмотра продуктов убоя на контрольных точках, предусмотренных ХАССП, должны быть оборудованы места со специальным освещением. Контрольные точки устанавливаются программой, утвержденной руководителем предприятия.
Животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы, не допускаются к приему на боенское предприятие. При поступлении таких животных необходимо информировать государственную ветеринарную службу для принятия решения об их дальнейшем использовании.  
При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, хранение и реализацию продукции животного происхождения, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:
1.    Нахождение в обращении продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.
2.    Нахождение в обращении продукции животного происхождения без маркировки, предусмотренной действующим законодательством.
3.    Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности.
4.    Несвоевременное гашение входящих ветеринарных сопроводительных документов (эВСД) в системе «Меркурий», оформление эВСД на произведенную партию продукции.
В целях недопущения подобных нарушений необходимо:
- принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;
- не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристиках продукции;
- тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.
Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.
Оформление ВСД осуществляется:
- при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);
- при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
С 1 июля 2018 года эВСД надлежит оформлять при обороте (производстве, перемещении, переходе прав собственности) живых животных и продукции животного происхождения, включая: молочную продукцию (за исключением молочной продукции, изготовленной из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного молока), готовую или консервированную мясную продукцию, рыбную продукцию, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, жиры и масла растительные и их фракции, готовые корма для животных и другие продукты переработки.
Полный перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержден Приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. № 648 (в редакции приказа Минсельхоза России от 15 апреля 2019 г. № 193).
С 1 июля 2019 года оформление ветеринарных сертификатов, кроме прочего, также осуществляется на всю готовую животноводческую продукцию:
- молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ;
- сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока;
- молочные пасты;
- все сыры (как в виде, выпускаемой производителями, так и в нарезке и тертые), кроме сыров, относящихся к группе ТН ВЭД 0406 10, в которую входят творог и молодые сыры любой жирности;
- все готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови;
- все готовые или консервированные ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;
- все составные готовые пищевые продукты, содержащие колбасу, мясо, мясные субпродукты, кровь, рыбу, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных или продукты группы 04 ТН ВЭД;
- и другая готовая пищевая продукция (группы 16, 19, 20, 21 ТН ВЭД).
С 1 ноября 2019 года оформление ветеринарных сертификатов, кроме прочего, стало обязательным на всю готовую молочную продукцию:
- молоко питьевое (пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное и другое молоко, изготовленное промышленным способом и упакованное в потребительскую упаковку);
- кисломолочная продукция, изготовленная промышленным способом и упакованная в потребительскую упаковку, выработанная из молока, прошедшего термообработку, в том числе творог и молодые сыры любой жирности (код ТН ВЭД 0406 10);
- мороженое.
Оформлять ветеринарные сопроводительные документы имеют право:
- сотрудники органов и учреждений, входящих в состав Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Оформление эВСД на продукцию среднего, низкого и высокого риска, гашение эВСД;
- уполномоченные сотрудники хозяйствующих субъектов, участвующих в обороте продукции животного происхождения и животных: производители, переработчики, торговые сети, перевозчики, оптовые и розничные магазины. Оформление эВСД на продукцию низкого риска, гашение эВСД;
- аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Оформление эВСД на продукцию низкого и среднего риска, гашение эВСД.
Для регистрации в системе Меркурий и получения доступа необходимо предоставить в Территориальное Управление Россельхознадзора сведения об организации/ИП, сведения о местах осуществления деятельности (производство, переработка, хранение, реализация), сведения об администраторе организации/ИП, который будет работать в системе и, при необходимости, предоставлять доступ другим сотрудникам организации.
Для регистрации перечисленные сведения необходимо оформить в виде заявки по шаблону: для ИП и для ЮЛ. Заявку направить в Территориальное Управление Россельхознадзора.
С введением на территории Российской Федерации обязательной электронной ветеринарной сертификации у Россельхознадзора появился реальный рычаг воздействия на фальсификаторов и недобросовестных участников оборота животноводческой продукции.
По результатам данной работы на территории региона выявлены нарушения при оформлении эВСД: 22 (уполномоченные лица организаций).
Также, в целях недопущению возникновения АЧС среди диких кабанов Управлением будут запланированы проверки деятельности охотпользователей региона по выявлению нарушений требований ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней. Не исполнение требований ветеринарного законодательства может привести к возникновению и распространению опасных заболеваний животных, в том числе возникновению АЧС среди диких кабанов.
Нужно отметить, что основным распространителем АЧС являются личные подсобные хозяйства, которые работают бесконтрольно. Однако без нормального контроля за производимой мясной продукцией, распространителями АЧС были и мясоперерабатывающие предприятия. На территории Волгоградской области в 1 квартале 2021 года зарегистрировано 4 случая заболевания свиней африканской чумой, в том числе 2 на диких кабанах. Управлением было вынесено Решение о необходимости проведения изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Постановлениями Губернатора Волгоградской области установлен карантин (ограничительные мероприятия) по АЧС свиней (кабанов) и изъятии продуктов свиноводства. Проведено изъятие и уничтожение свиней путем сжигания. На сегодняшний день карантин (ограничительные мероприятия) по АЧС свиней (кабанов) сняты.
          С целью защиты крупных предприятий от ограничительных мер при возникновении АЧС Россельхознадзором проводится компартментализация хозяйствующих субъектов. Определение зоосанитарного статуса предприятий было принято с целью саморегуляции потоков продукции для бизнессообщества по принципу биологической защищенности и подразделяются на относительно безопасные (III и IV) и относительно опасные (I, II). В отчетном периоде рассмотрены 2 заявки на подтверждение зоосанитарного статуса. По итогам обследования соответствие получили 2 субъекта на III зоосанитарный статус.
Одним из эффективных механизмов осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов является проведение лабораторного мониторинга.
Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований, на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.
Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.
Начиная с 2007 года Россельхознадзором ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения.
В рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, а также государственного задания по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, в том числе усиленного лабораторного контроля, специалистами Управления на территории Волгоградской области в 2021 году отобрано 107 проб пищевой продукции. Исследования проводились, в том числе на безвозмездной для хозяйствующих субъектов основе, за счет средств федерального бюджета.
Из 107 образцов несоответствие выявлено в 2: (1,9%):
- в 2 образцах мясной продукции (антибактериальные средства).
Фальсификация молочной продукции жирами немолочного происхождения ранее допускалась некоторыми производителями Волгоградской области. Нужно понимать, что фальсификацией продукции занимаются молокопереработчики, в связи с большой конкуренцией и с целью резкого удешевления продукции (в среднем на 50%).
В соответствии с действующими требованиями технических регламентов Таможенного Союза, если при изготовлении продукции используются жиры немолочного происхождения, такая продукция должна называться не молочной, а молокосодержащей. Информация о наличии жиров немолочного происхождения должна указываться на маркировке.
Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 14.43 и 14.44 КоАП РФ, а также приостановление действия декларации соответствия.
Кроме того, через ИС «Сирано» поступило 6 событий по выявлению несоответствий в продукции, произведенной на территории Волгоградской области и поставленной в другие регионы (и по области).
По нарушениям требований Технических регламентов в отчетном периоде выявлено 9 правонарушений, в том числе: за недостоверное Декларирование соответствия пищевых продуктов (положительный мониторинг) 2.
В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения выявляются следующие типовые нарушения установленных требований:
1.    Осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии.
2.    Нахождение в обращении контрафактных (не зарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств).
3.    Нарушение условий хранения лекарственных средств.
4.    Нахождение в обращении лекарственных средств с истекшими сроками годности.
В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».
Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется.
Лицензию на розничную торговлю на территории Волгоградской области выдает Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на оптовую – центральный аппарат Россельхознадзора.
С порядком получения лицензии можно ознакомиться на сайте Управления в разделе «Регистрация и лицензирование».
В соответствии с правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, лекарственные средства должны храниться в условиях, установленных производителем.
Лекарственные средства с истекшими сроками годности должны изыматься из обращения и уничтожаться на специализированных предприятиях, имеющих лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности.
Проверить зарегистрировано лекарственное средство на территории Российской Федерации или нет можно в специальном разделе «Регистрация и лицензирование» на официальном сайте Россельхознадзора. Данный сервис интегрирован с ИС «Ирена», созданной для регистрации лекарственных средств и кормовых добавок.
Специалистами Управления ведется работа в системе Цербер, в автоматизированной системе Меркурий, проводится работа в системе раннего оповещения (Сирано), а также размещается информация в интеграционной ведомственной информационной системе (ИВИС) о результатах рассмотрений административных дел.
Для доступа в систему ФГИС «Меркурий» зарегистрировано за отчетный период 172 предприятия (всего 7342).
Должностными лицами Управления в сфере Государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте осуществляется контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ветеринарии на Государственной границе РФ (включая пункты пропуска через Государственную границу) и в местах совершения таможенных операций.
Поддержка и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков на сегодняшний день является одним из основных приоритетных направлений деятельности Россельхознадзора.
В связи с неоднократными выявлениями нарушений в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении партий отправляемых на экспорт товаров, хотелось бы остановиться на основных нарушениях, выявляемых при проведении контроля специалистами отдела при экспорте:
1.    Отсутствие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер».
Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г. введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть включены:
    производитель животноводческой продукции;
    животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;
    предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.
Следует учитывать, что вид аттестационной деятельности и вид аттестованной продукции должен совпадать с отправляемым на экспорт товаром.  
Также подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение подконтрольных товаров.
Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям страны-импортера. Управление Россельхознадзора совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.
Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.
Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.
Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального мониторинга.
2.    Невыполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера.
Порядок осуществления ветеринарного контроля (надзора) при вывозе подконтрольных товаров с таможенной территории ЕАЭС утвержден Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в ЕАЭС». В соответствии с Порядком экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства страны-импортера.
С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».
В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора специалист Управления вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за достоверность представленных требований.
3.    Отсутствие разрешения Россельхознадзора на вывоз.
В соответствии с установленными требованиями экспорт товаров, подлежащих ветеринарному контролю, осуществляется при наличии разрешения Россельхознадзора на вывоз. Разрешение Россельхознадзора на вывоз выдается государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешение.
Выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:
    поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;
    домашних животных, которые вывозятся владельцами для личного пользования;
    кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;
    охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;
    лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;
    кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;
    водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;
    готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.
 Разрешение на вывоз можно получить в информационной системе «Аргус» в течение нескольких минут.
Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.
4.    Отсутствие ветеринарных сопроводительных документов.
Ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.
Ветеринарные сертификаты специалисты Управления выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.
При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм N N 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l или форм, согласованных уполномоченным органом и компетентным органом страны-импортера, или форм, размещенных на официальных сайтах компетентных органов стран-импортеров.
При наличии соответствующих требований страны-импортера, допускается оформление экспортных ветеринарных сертификатов на товары, не включенные в Единый перечень товаров, по заявлению экспортера.
5.    Нарушение условий проведения лабораторных исследований в отношении товаров, отправляемых на экспорт, в лабораториях, не имеющих соответствующей аккредитации.
 Ветеринарные сопроводительные документы оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах) по показателям установленным странной импортером.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля


Основными направлениями деятельности в сфере государственного фитосанитарного надзора (контроля) являются:
- осуществление Государственного фитосанитарного контроля и надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и внутренних таможенных постах, находящихся в зоне деятельности Управления.
- исполнение государственной услуги по карантинной и фитосанитарной сертификации подкарантинной продукции;
- надзор за соблюдением нормативных правовых норм в области карантина растений, семеноводства сельскохозяйственных растений, а также обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки, участником которых является Российская Федерация в установленной сфере деятельности.
По итогам 1 квартала 2021 года в ходе контрольно-надзорных мероприятий специалистами Управления установлено ряд нарушений в области фитосанитарного надзора, требующих рассмотрения и обсуждения.
При ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации необходимо обратить внимание на выполнение требований Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157, целью которых является недопущение ввоза и распространения на таможенной территории Евразийского экономического союза карантинных объектов.
В соответствии с п. 8 указанных Требований, в графе «дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата должно быть указано, что подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или) участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях.
Экспортируемые партии должны проходить проверку соответствия требованиям стран-импортеров, которые размещены в сети интернет на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит».
По результатам контроля (надзора) за соблюдением нормативных правовых норм в области карантина растений установлено, что собственниками, владельцами и пользователями подкарантиных объектв, при операциях по заготовке и хранению, а также перевозке зерна допускаются такие нарушения как:
- вывоз подкарантинной продукции из карантинных зон без установления карантинного фитосанитарного состояния;
- транспортировка и хранение подкарантинной продукции, засоренной семенами карантинных сорных растений;
- неизвещение территориального управления Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции и обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами, непогашение карантинного сертификата по прибытию подкарантинной продукции.
Действующим законодательством, в частности ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206–ФЗ «О карантине растений», установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.
Выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной или засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация и использование в качестве семян или посадочного материала не допускается.
Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, причем хранение в таких случаях осуществляется изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов.
Неоднократно, на предыдущих обсуждениях правоприменительной практики сообщалось, что подкарантинная продукция, выращенная в карантинной фитосанитарной зоне, при вывозе должна проходить процедуру установления карантинного фитосанитарного состояния и сопровождаться карантинным сертификатом, удостоверяющим отсутствие карантинных объектов.
Собственник подкарантинной продукции обязан осуществить погашение карантинного сертификата и известить Управление, любым доступным способом, о поступлении подкарантинной продукции в срок не позднее, чем один календарный день со дня доставки.
С 4 мая 2020 года вступил в законную силу Приказ Министерства сельского хозяйства России от 06.03.2020 № 112, согласно которому юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, необходимо будет известить любым доступным способом территориальное управление Россельхознадзора о месте, дате посева и посадки, наименовании, количестве подкарантинной продукции, реквизитах фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (при наличии) за пять рабочих дней до начала посева и посадки. Посев и посадка ввезенной подкарантинной продукции должны будут осуществляться под контролем Россельхознадзора и в соответствии с технологиями возделывания культур.
Карантинное фитосанитарное обеззараживание - процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности. В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года № 768 «Об установлении видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию» утвержден перечень видов работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию.
На официальном сайте Россельхознадзора размещена информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, получивших лицензии на право выполнения работ карантинного фитосанитарного обеззараживания www.fsvps.ru/fsvps/regLicensing/phyto/licenseReestr.html.
Напоминаем участникам ВЭД, осуществляющих ввоз продукции растительного происхождения, что действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, продлено до 31.12.2021.
В ходе проведения плановых проверок в сфере качества и безопасности зерна в отношении лиц, осуществляющих закупку круп для государственных нужд, устанавливаются нарушения требований законодательства Российской Федерации при приемке и хранении круп, используемых для питания людей, а также детей, учащихся, такие как:
- прием продукции без документов, подтверждающих качество и безопасность (декларация о соответствии);
- прием круп без маркировочных ярлыков и не в таре производителя;
- нарушение правил хранения (несоблюдение влажности и температурных режимов помещения, приводящих к зараженности зерна и др.).
Среди нарушений требований Технического регламента «О безопасности зерна» необходимо указать на такие как:
- отсутствие деклараций о соответствии при выпуске зерна в обращение на территории Таможенного союза;
- отсутствие информации о декларации о соответствии в товаросопроводительных документах при его выпуске в обращение;
- отсутствие прослеживаемости зерна при его перевозке согласно требованиям ТР ТС 015/2011.
С начала 2021 года при проведении контрольно-надзорных мероприятий Управлением на территории Волгоградской области выдано 58 предписаний о прекращении действия 59 деклараций о соответствии на зерно массой более 89 тыс. тонн, не соответствующее требованиям технического регламента «О безопасности зерна».
В целях обеспечения безопасности зерна необходимо неукоснительное исполнение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874. Указанный Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна.
Зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, в соответствии с требованиями Регламента, выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия.
Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.
В зависимости от схемы декларирования подтверждение соответствия зерна осуществляется на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны: органа по сертификации продукции, органа по сертификации систем менеджмента, аккредитованной испытательной лаборатории, включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
К слову, перечень аккредитованных лабораторий и органов по сертификации в сфере качества и безопасности зерна, размещен на сайте Росаккредитации.
Установлены факты неисполнения выданных Управлением предписаний о прекращении действия деклараций, на что также хотелось бы обратить внимание с целью своевременного принятия мер по устранению нарушений обязательных требований.
При осуществлении закупки круп для государственных нужд необходимо обратить внимание, что согласно Санитарным правилам поступающие в организацию продовольственное сырье и пищевые продукты должны соответствовать требованиям нормативной и технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность, и находиться в исправной, чистой таре.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что в обороте не могут находиться продукты, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, которые определяются визуально, а также не имеющие сроков годности и соответствующей маркировки.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В области семеноводства сельскохозяйственных растений установлены факты ввоза партий семян с маркировкой, не отвечающей требованиям Российской Федерации; несоблюдение условий хранения семян, нарушение правил реализации и транспортировки партий семян и общие требования к маркировке.
Федеральным законом от 17 декабря 1997 года № 149 «О семеноводстве», определены обязательные требования при производстве, заготовке, хранении, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений. Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства.
Запрещается ввозить и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.
Допускается ввоз и реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию и, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества.
В соответствии с требованиями п. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» ввоз семенного и посадочного материала на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 № 128.
Для подачи обращений необходимо использовать специализированный модуль «Аргус-Фито» на главной странице официального сайта Россельхознадзора.
В заключении обращаю внимание всех участников обсуждений правоприменительной практики, что с 1 января 2021 в сфере карантина растений, обеспечения безопасности зерна и семеноводства сельскохозяйственных растений вступили в силу новые положения и установлены обязательные требования, которыми необходимо будет руководствоваться в работе, ссылки на которые размещены на сайте Управления в разделе «Нормативные документы».



Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!