x

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Заполните данное поле!

Россельхознадзор Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия

Доклады

Доклад о правоприменительной практике Управления за 3 квартал 2021 года на территории Волгоградской области

В целях исполнения поручения открытого правительства по внедрению в деятельность государственной власти Российской Федерации принципов открытого правительства проводятся публичные обсуждения практической деятельности Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – Управление) по итогам работы за 3 квартал 2021 года на территории Волгоградской области.

В связи с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, проведение публичных обсуждений Управления в 2021 году продолжится в режиме видео-конференц-связи. План-график размещен на официальном сайте Управления во вкладке «Правовое информирование и правовое просвещение».

Напомним, что с 01.07.2021 года контрольно-надзорные мероприятия в отношении субъектов предпринимательской деятельности проводятся Управлением в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 года                № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 248-ФЗ), положениями которого урегулированы отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Приоритетным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ, является проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба). Перечень видов профилактических мероприятий содержится в ст. 45 Федерального закона № 248-ФЗ.

В силу данного закона, в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, объекты государственного контроля на основании сопоставления их характеристик с критериями утвержденными Положениями о федеральном государственном контроле отнесены к категориям риска.

За отчетный период должностными лицами Управления на территории Волгоградской области пресечено 466 правонарушений и составлено 24 материала контрольных (надзорных) мероприятий; вынесено постановлений на общую сумму 1 млн. 506 тыс. руб. По результатам рассмотрения административных дел должностными лицами Управления и судом вынесено 9 постановлений о вынесении предупреждения.

В целях принятия мер по устранению выявленных нарушений выдано 32 предписания, внесено 67 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.

По фактам выявленных нарушений 59 дел направлено в суды для принятия решения о привлечении правонарушителей к административной ответственности.

В целях освещения деятельности Управления на территории Волгоградской области всего с начала 2021 года выпущено 852 публикации (электронные СМИ – 745, печатные СМИ – 77, телевидение – 30).

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере земельного надзора

Управление в соответствии с возложенными на него полномочиями, согласно Положению о государственном земельном надзоре, осуществляет государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

К поднадзорным Управлению объектам относятся земельные участки сельскохозяйственного назначения, за исключением садовых, огородных, дачных земельных участков, земельных участков личного подсобного хозяйства, земельных участков для гаражного строительства, а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

Работа по организации и осуществлению государственного земельного надзора в Управлении реализуется в соответствии с установленными правилами и нормами, направленными на снижение административного давления на хозяйствующие субъекты и повышение результативности проводимых мероприятий.

С учетом реформы контрольно-надзорной деятельности, проверочные мероприятия проводятся с применением риск-ориентированного подхода, которым предусматривается разделение земельных участков сельскохозяйственного назначения на категории риска в зависимости от кадастровой стоимости, отнесении к мелиорируемым землям, удаленности от свиноводческих и птицеводческих комплексов, смежных границ с землями промышленности и других показателей. Отнесение земельных участков к определенной категории риска (а также изменение ранее присвоенной категории) осуществляется решением Руководителя Территориального Управления Россельхознадзора.

Проведение Россельхознадзором плановых проверок, в зависимости от присвоенной категории риска, осуществляется со следующей периодичностью:

для категории среднего риска - один раз в 3 года;

для категории умеренного риска - один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. Каждый правообладатель вправе обратиться с запросом в Управление о присвоенных его земельным участкам категориях. Также, представив обоснование своей позиции и соответствующие документы, землепользователь может подать заявление об изменении ранее присвоенной категории.

С 01.07.2021 года вступил в законную силу Федеральный закон от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Этот закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.
Так же с 01.07.2021 года при отсутствии решения об отнесение   земельных участков к категориям риска такие участки будут считаться отнесенным к низкой категории риска.

В связи с изменением действующего законодательства продолжается тенденция снижения доли плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Первостепенное значение отводится профилактике нарушений обязательных требований в сфере земельного законодательства, в основные задачи которой входит формирование у субъектов единого понимания обязательных требований земельного законодательства.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, проведение которых было запланировано на 2021 год в рамках проведения государственного земельного надзора, подлежат организации и проведению в рамках федерального государственного земельного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

С целью минимизации нарушений обязательных требований, при получении сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, Управлением выдаются предостережения. За отчетный период на территории Волгоградской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдано 2 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований. В предостережении указываются обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами, включая их структурные единицы, соблюдение которых является необходимым для всех субъектов земельных отношений, а также информация о том, какие действия (бездействия) землепользователя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст. 15.2 Федерального закона от 19.07.1997 года                        № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»  (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 года № 522-ФЗ) в рамках создания Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов в целях обеспечения учета партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении (производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировке), применении, реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении) Россельхознадзор осуществляет прием заявок от граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на включение в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих обращение пестицидов и агрохимикатов.

Формирование, ведение и актуализация указанного перечня осуществляется на базе Единого реестра поднадзорных объектов в информационной системе Россельхознадзора «Цербер».

С целью сокращения временных и материальных затрат и минимизации технических ошибок участников оборота пестицидов и агрохимикатов заявки на включение в перечень необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора.

В ходе своей деятельности, должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, выявляется ряд правонарушений, которые можно условно разделить на несколько групп, в зависимости от частоты выявлений:

- неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которое приводит к зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью;

- захламление сельскохозяйственных земель твердыми бытовыми отходами, отходами производства и потребления и отходами животноводства, а также нарушения земельного законодательства, приводящие к ветровой, водной эрозии и другим процессам, ухудшающим качественное состояние земель;

- самовольное снятие, перемещение и уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем, или отдельно стоящих гидротехнических сооружений.

Признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются: наличие зарастания сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель.

Налоговым Кодексом Российской Федерации от 05.08.2000 года №117-ФЗ (ред. от 04.06.2014) в соответствии с п.1 ст.394 предусмотрено повышение налоговой ставки при исчислении земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

В УФНС по Волгоградской области в отчетный период направлено 20 материалов для применения повышенной ставки земельного налога за неиспользование земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства.

Во исполнение Соглашения об информационном взаимодействии между Управлением ФНС по Волгоградской области и Управлением, за отчетный период направлено 10 предписаний в Управление ФНС по Волгоградской области относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и неиспользуемых для ведения сельскохозяйственного производства, в целях применения администрирования земельного налога.

Также, в соответствии с п. 1.3 Решения Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 31 марта 2020, информация о собственниках неиспользуемых земельных участков сельхозназначения, полученная в рамках осуществления государственного земельного надзора и направляемая в МЧС, подлежит направлению (дублированию) в соответствующие управления МВД России. За отчетный период в ГУ МВД России по Волгоградской области направлена информация о фактах неиспользования, которые привели к зарастанию, в отношении 35 земельных участков сельскохозяйственного назначения и их 19 правообладателях.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, такими способами, которые будут безопасны для окружающей среды. На землях сельскохозяйственного назначения не должны находиться свалки, так как захламление отходами производства и потребления зачастую приводит к загрязнению почв опасными токсичными элементами, такими как бенз(а)пирен, тяжелые металлы, нефтепродукты. В результате захламления земель отходами животноводства (навоз, птичий помет), в почву попадают такие микробиологические показатели, как обобощенные колиформные бактерии (ОКБ), в том числе Е.coli, а также энтерококки (фекальные).

В 3 квартале 2021 года должностными лицами Управления выявлено 11 очагов незаконного захламления бытовыми отходами, пленкой, капелькой, строительным мусором, отходами животноводства на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью более 1 га.

Плодородным слоем почвы, называется верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами. Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы — это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Чаще всего снятие и перемещение плодородного слоя происходит во время незаконной разработки карьеров по добыче полезных ископаемых (песка, глины, камня-пластушки), при строительстве дорог, трубопроводов и других линейных объектов. Встречаются случаи торговли черноземом. В случае обнаружения нарушений, связанных с проведением земляных (вскрышных) работ на землях сельскохозяйственного назначения, любое лицо может письменно или через электронную приемную Управления обратиться с заявлением о данном факте для привлечения виновного лица к ответственности.

Такие действия, как насыпка поверх плодородного слоя другого грунта, очагов отходов производства и потребления, залив бетоном, асфальтом, снос плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог, невыполнение мероприятий по рекультивации земель, проезд тяжелого транспорта, загрязнение опасными химическими веществами (в том числе пестицидами и агрохимикатами) могут привести к порче почвы. Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.

Хотелось бы отметить, что в случае порчи почвы и перекрытия плодородного слоя почвы искусственными покрытиями, производится расчет ущерба.

Законом «О мелиорации земель» предусмотрено, что граждане и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Кроме того, согласно Правилам содержания мелиоративных защитных лесных насаждений, обязанность по содержанию и сохранению лесных насаждений в надлежащем состоянии, с целью выполнения ими своих полезных функций, возложена на правообладателей земельных участков, на которых расположены такие насаждения.

В области мелиорации земель должностными лицами Управления по Волгоградской области в 3 квартале 2021 года фактов нарушений выявлено не было.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий за 3 квартал 2021 года на территории Волгоградской области отобрано 125 почвенных образцов с общей площади 37,761 га земель сельскохозяйственного назначения, из них: на агрохимические показатели, с целью осуществления контроля уровня плодородия почв, отобрано 87 образцов и 38 образцов отобрано на эколого-токсикологические и микробиологические показатели.

Всего в 3 квартале 2021 года в сфере земельного надзора на территории Волгоградской области проведено 74 контрольных (надзорных) мероприятия, в результате которых обследовано более 23 тысяч га. По итогам проведенной работы вовлечено в сельскохозяйственный оборот свыше 450 га.

Учитывая количество выявленных правонарушений, считаем необходимым, довести до сведения землепользователей требования, которые являются обязательными при использовании земель сельскохозяйственного назначения:

1.                Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением и разрешенным использованием (ст. 7 ЗК РФ);

2.                Использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения необходимо в соответствии с их разрешенным использованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (ст. 42 ЗК РФ).

3.                Проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями (ст. 13 ЗК РФ).

4.                Сохранять достигнутый уровень мелиорации земель (ст. 13 ЗК РФ).

5.                Проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения (ст. 13 ЗК РФ).

6.                Не допускать загрязнение почв химическими веществами, микроорганизмами и отходами производства и потребления (ст. 13, 42 ЗК РФ).

7.                Не допускать деградацию, порчу и уничтожение земель и почв             (ст. 13, 42 ЗК РФ).

8.                Проводить работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и осуществлять раскорчевку списанных многолетних насаждений (постановление Правительства РФ № 1482).

Проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 13 ЗК РФ, ст. 1, 8 ФЗ-№ 101).

С целью донесения землепользователям требований действующего законодательства Российской Федерации в области охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения специалистами Управления регулярно публикуются статьи в электронных СМИ, печатных изданиях, готовятся телерепортажи и выступления на радио. С 2017 года Управлением проводятся публичные обсуждения правоприменительной практики. В связи с распространением новой коронавирусной инфекции указанные мероприятия в 2021 году будут проводиться в режиме видео-конференц-связи.

В рамках организации работы по пресечению и недопущению совершения нарушений требований земельного законодательства сотрудники отдела земельного надзора принимают участие в совещаниях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях по вопросам разъяснения обязательных требований земельного законодательства, которые также проводятся в формате видеоконференцсвязи.

С информацией о деятельности отдела, результатах осуществления государственного земельного надзора, а также об актуальных изменениях земельного законодательства можно ознакомиться на сайте Управления www.rsn-rostov.ru.

В заключении следует отметить, что земли, в особенности земли сельскохозяйственного назначения – это главный национальный ресурс, поэтому вопросы функционирования и использования земель находятся в сфере приоритетных государственных интересов, а вопросам рационального землепользования уделяется огромное внимание на всех уровнях власти. Правообладатели сельхозземель, независимо от форм собственности, владения и пользования, должны знать и понимать, что наличие прав на землю – это не только возможность использовать ее для собственных нужд или с целью получения прибыли, но и большая ответственность, предусматривающая неукоснительное соблюдение норм действующего земельного законодательства. Земли сельхозназначения должны быть в сельскохозяйственном обороте, эффективно использоваться и обеспечивать продовольственную безопасность страны.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере ветеринарного контроля и надзора

В отношении государственного ветеринарного надзора предусмотрен риск-ориентированный подход при осуществлении проверочных мероприятий. Правительством подготовлен проект постановления, утверждающий критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Применение риск-ориентированного подхода должно обеспечить снижение нагрузки на предпринимателей и в то же время более эффективный контроль.

При осуществлении полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности за 3 квартал 2021 года на территории Волгоградской области переоформлено 2 лицензии.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении предприятий, осуществляющих содержания и разведение сельскохозяйственных животных, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

1.           Не обеспечено ограждение ферм, препятствующее бесконтрольному проходу посторонних людей и животных.

2.           Отсутствуют или не функционируют дезинфекционные барьеры, санитарные пропускники.

3.           Не все поголовье животных подвергается обязательным ветеринарным обработкам.

4.           Нарушаются правила обращения с биологическими отходами, а именно они закапываются в землю или вывозятся на свалки.

5.           На птицеводческих предприятиях не обеспечена защита от контакта с синантропной птицей.

Это все может привести к возникновению в хозяйстве заразных, в том числе особо опасных, болезней животных и птицы.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил предусмотрена частями 1 и 2 ст. 10.6 КРФ об АП, за нарушение правил обращения с биологическими отходами – ч. 3 ст. 10.8 КРФ об АП.

Ограждение фермы может быть выполнено из любых доступных материалов, главное, чтобы она гарантировало невозможность бесконтрольного прохода посторонних людей и животных.

Дезинфекционный барьер должен располагаться при въезде на территорию фермы, и иметь навес, длина дезбарьера – 9 м по зеркалу дезраствора. Заправка дезбарьера должна осуществляться периодически по мере расхода дезсредства.

Санитарный пропускник должен располагаться при входе на территорию фермы. В нем должны быть созданы условия для переодевания людей, принятия душа, стирки спецодежды.

Все поголовье животных в зависимости от возраста в обязательном порядке должно предоставляться ветеринарным специалистам для проведения обязательных ветеринарных обработок, включающих в себя диагностические исследования на туберкулез, бруцеллез, лейкоз, а также профилактические вакцинации.

В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, уничтожение биологических отходов должно осуществляться на утильзаводе, в скотомогильнике, соответствующем установленным требованиям, или путем сжигания в присутствии ветеринарного специалиста.

В помещениях для содержания птицы необходимо оборудовать защитные сетки либо иные приспособления, препятствующие проникновению синантропной птицы.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, осуществляющих убой сельскохозяйственных животных и птицы, переработку мясной продукции, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

1.           Отсутствуют либо не оборудованы должным образом места для предубойного содержания животных.

2.           Допускается пересечение путей ввода животных и вывоза готовой продукции.

3.           Настенные и напольные покрытия не обеспечивают возможность проведения тщательной мойки и дезинфекции.

4.           Не оборудованы должным образом места ветеринарного контроля.

5.           Не осуществляется система контроля качества, основанная на принципах ХАССП (концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции).

6.           К убою допускаются животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы.

7.     Нарушаются правила маркировки выпускаемой мясной продукции.

Ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил на предприятиях по убою животных и проработке мяса предусмотрена ст. 10.6 КРФ об АП, за нарушение требований технических регламентов – ст. 14.43 КРФ об АП.

В соответствии с требованиями технического регламента Таможенного Союза «О безопасности пищевой продукции», на предприятиях, осуществляющие убой животных должно быть оборудовано место для предубойной выдержки животных, где будет осуществляться предубойный ветеринарный осмотр.

На убойном предприятии не должны пересекаться «грязные» и «чистые» пути, то есть пути ввода животных, вывоза боенских отходов и продуктов убоя.

Настенные и напольные покрытия должны быть выполнены из гладких стойких к агрессивной среде материалов, позволяющих производить их качественную мойку и дезинфекцию.

Для ветеринарного осмотра продуктов убоя на контрольных точках, предусмотренных ХАССП, должны быть оборудованы места со специальным освещением. Контрольные точки устанавливаются программой, утвержденной руководителем предприятия.

Животные, на которых отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы, не допускаются к приему на боенское предприятие. При поступлении таких животных необходимо информировать государственную ветеринарную службу для принятия решения об их дальнейшем использовании.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, хранение и реализацию продукции животного происхождения, выявляются следующие типовые нарушения требований ветеринарного законодательства:

1.       Нахождение в обращении продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов.

2.       Нахождение в обращении продукции животного происхождения без маркировки, предусмотренной действующим законодательством.

3.       Нахождение в обращении продукции животного происхождения с истекшим сроком годности.

4.       Несвоевременное гашение входящих ветеринарных сопроводительных документов (эВСД) в системе «Меркурий», оформление эВСД на произведенную партию продукции.

В целях недопущения подобных нарушений необходимо:

- принимать на хранение и пускать в оборот пищевую продукцию животного происхождения, на которую имеются ветеринарные сопроводительные документы;

- не допускать в обращение обезличенную продукцию, на которой отсутствует маркировка, предусмотренная требованиями действующего законодательства, содержащая информацию о производителе, дате выработки, сроках и условиях хранения, характеристиках продукции;

- тщательно следить за сроками годности, немедленно изымать из оборота, утилизировать или уничтожать продукцию с истекшими сроками годности.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами.

Оформление ВСД осуществляется:

- при производстве партии подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

- при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с настоящими Правилами);

- при переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).

Оформление ВСД на подконтрольные товары при экспорте и импорте подконтрольных товаров осуществляется уполномоченными лицами органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

С 01.07.2018 года эВСД надлежит оформлять при обороте (производстве, перемещении, переходе прав собственности) живых животных и продукции животного происхождения, включая: молочную продукцию (за исключением молочной продукции, изготовленной из пастеризованного, ультрапастеризованного, стерилизованного молока), готовую или консервированную мясную продукцию, рыбную продукцию, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, жиры и масла растительные и их фракции, готовые корма для животных и другие продукты переработки.

Полный перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержден Приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 года № 648 (в редакции приказа Минсельхоза России от 15.04.2019 года № 193).

С 01.07.2019 года оформление ветеринарных сертификатов, кроме прочего, также осуществляется на всю готовую животноводческую продукцию:

- молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ;

- сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока;

- молочные пасты;

- все сыры (как в виде, выпускаемой производителями, так и в нарезке и тертые), кроме сыров, относящихся к группе ТН ВЭД 0406 10, в которую входят творог и молодые сыры любой жирности;

- все готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови;

- все готовые или консервированные ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;

- все составные готовые пищевые продукты, содержащие колбасу, мясо, мясные субпродукты, кровь, рыбу, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных или продукты группы 04 ТН ВЭД;

- и другая готовая пищевая продукция (группы 16, 19, 20, 21 ТН ВЭД).

С 01.11.2019 года оформление ветеринарных сертификатов, кроме прочего, стало обязательным на всю готовую молочную продукцию:

- молоко питьевое (пастеризованное, ультрапастеризованное, стерилизованное и другое молоко, изготовленное промышленным способом и упакованное в потребительскую упаковку);

- кисломолочная продукция, изготовленная промышленным способом и упакованная в потребительскую упаковку, выработанная из молока, прошедшего термообработку, в том числе творог и молодые сыры любой жирности (код ТН ВЭД 0406 10);

- мороженое.

Оформлять ветеринарные сопроводительные документы имеют право:

- сотрудники органов и учреждений, входящих в состав Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Оформление эВСД на продукцию среднего, низкого и высокого риска, гашение эВСД;

- уполномоченные сотрудники хозяйствующих субъектов, участвующих в обороте продукции животного происхождения и животных: производители, переработчики, торговые сети, перевозчики, оптовые и розничные магазины. Оформление эВСД на продукцию низкого риска, гашение эВСД;

- аттестованные специалисты, не являющиеся уполномоченными лицами органов и учреждений, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Оформление эВСД на продукцию низкого и среднего риска, гашение эВСД.

Для регистрации в системе Меркурий и получения доступа необходимо предоставить в Территориальное Управление Россельхознадзора сведения об организации/ИП, сведения о местах осуществления деятельности (производство, переработка, хранение, реализация), сведения об администраторе организации/ИП, который будет работать в системе и, при необходимости, предоставлять доступ другим сотрудникам организации.

Для регистрации перечисленные сведения необходимо оформить в виде заявки по шаблону: для ИП и для ЮЛ. Заявку направить в Территориальное Управление Россельхознадзора.

С введением на территории Российской Федерации обязательной электронной ветеринарной сертификации у Россельхознадзора появился реальный рычаг воздействия на фальсификаторов и недобросовестных участников оборота животноводческой продукции.

По результатам данной работы на территории региона выявлены нарушения при оформлении эВСД: 44 (уполномоченные лица организаций) и 2 (уполномоченные лица учреждений, ветеринарные врачи).

Также, в целях недопущению возникновения африканской чумы свиней (далее – АЧС) среди диких кабанов Управлением будут запланированы контрольные (надзорные) мероприятия деятельности охотпользователей региона по выявлению нарушений требований ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней. Не исполнение требований ветеринарного законодательства может привести к возникновению и распространению опасных заболеваний животных, в том числе возникновению АЧС среди диких кабанов. Одной из причин распространения африканской чумы свиней является циркуляция данного вируса в дикой фауне, среди дикого кабана.

Согласно п. 1 и п. 7 раздела III Плана действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации АЧС и ее распространения на территории Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 года № 2048-р, рекомендовано обеспечить снижение численности и миграционной активности диких кабанов до показателя плотности популяции не более 0,25 особи на 1000 га., а также на территориях муниципальных районов и городских округов субъектов Российской Федерации, в границах которых располагаются свиноводческие комплексы, создание буферных зон вокруг свиноводческих комплексов шириной до 10 км, в которых предусмотреть возможность изъятия до 100 процентов поголовья дикого кабана.

В 2021 году комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области проведен учет всего поголовья дикого кабана на территории Волгоградской области в разрезе муниципальных образований области, с привлечением специалистов Управления, в том числе вокруг свиноводческих комплексов.

Нужно отметить, что основным распространителем АЧС являются личные подсобные хозяйства, которые работают бесконтрольно. Однако без нормального контроля за производимой мясной продукцией, распространителями АЧС были и мясоперерабатывающие предприятия. На территории Волгоградской области в 3 квартале 2021 года зарегистрировано 4 случая заболевания свиней африканской чумой (2 инфицированных объекта, 2 эпизоотических очага). Управлением в отчетном периоде проведены 2 инспекционных визита личных подсобных хозяйств, занимающихся разведением и содержанием свиней, неблагополучных по АЧС (согласованных с прокуратурой Волгоградской области). По выявленным нарушениям владелец привлечен к административной ответственности.

С целью защиты крупных предприятий от ограничительных мер при возникновении АЧС Россельхознадзором проводится компартментализация хозяйствующих субъектов. Определение зоосанитарного статуса предприятий было принято с целью саморегуляции потоков продукции для бизнес-сообщества по принципу биологической защищенности и подразделяются на относительно безопасные (III и IV) и относительно опасные (I, II).

Одним из эффективных механизмов осуществления контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов является проведение лабораторного мониторинга.

Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, уровне муниципальных образований на основе разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных и методических документов.

Мониторинг проводится в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции и здорового питания населения, охраны его здоровья, а также для разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок и оборота на нем некачественной и опасной пищевой продукции.

Начиная с 2007 года Россельхознадзором ежегодно на всей территории России проводится государственный ветеринарный лабораторный мониторинг остатков запрещенных и вредных веществ в продукции животного происхождения.

В рамках мониторинга качества и безопасности пищевой продукции, а также государственного задания по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, в том числе усиленного лабораторного контроля, специалистами Управления на территории Волгоградской области в 3 квартале 2021 года отобрано 104 пробы пищевой продукции. Исследования проводились, в том числе на безвозмездной для хозяйствующих субъектов основе, за счет средств федерального бюджета.

Из 104 образцов несоответствие выявлено в 4: (3,8%):

- в 4 образцах молоко и молочная продукция (растительные масла и жиры на растительной основе, жирно-кислотный состав).

Фальсификация молочной продукции жирами немолочного происхождения ранее допускалась некоторыми производителями Волгоградской области. Нужно понимать, что фальсификацией продукции занимаются молокопереработчики, в связи с большой конкуренцией и с целью резкого удешевления продукции (в среднем на 50%).

В соответствии с действующими требованиями технических регламентов Таможенного Союза, если при изготовлении продукции используются жиры немолочного происхождения, такая продукция должна называться не молочной, а молокосодержащей. Информация о наличии жиров немолочного происхождения должна указываться на маркировке.

Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность по ст. 14.43 и 14.44 КРФ об АП, а также приостановление действия декларации соответствия.

По нарушениям требований Технических регламентов в отчетном периоде выявлено 20 правонарушений, в том числе: за недостоверное Декларирование соответствия пищевых продуктов (положительный мониторинг) 9.

         В сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения выявляются следующие типовые нарушения установленных требований:

1.                Осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения без лицензии.

2.                Нахождение в обращении контрафактных (не зарегистрированных в установленном порядке лекарственных средств).

3.                Нарушение условий хранения лекарственных средств.

4.                Нахождение в обращении лекарственных средств с истекшими сроками годности.

В соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года № 1081 утверждено «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения необходима при розничной и оптовой реализации лекарственных средств для ветеринарного применения. В случае, если лекарственные средства используются в ветеринарной клинике исключительно для лечения животных и не реализуются клиентам, лицензия не требуется.

Лицензию на розничную торговлю на территории Волгоградской области выдает Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия, на оптовую – центральный аппарат Россельхознадзора.

С порядком получения лицензии можно ознакомиться на сайте Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в разделе «Регистрация и лицензирование».

В соответствии с правилами хранения лекарственных средств для ветеринарного применения, лекарственные средства должны храниться в условиях, установленных производителем.

Лекарственные средства с истекшими сроками годности должны изыматься из обращения и уничтожаться на специализированных предприятиях, имеющих лицензию на обращение с отходами 1-4 класса опасности.

Проверить зарегистрировано лекарственное средство на территории Российской Федерации или нет можно в специальном разделе «Регистрация и лицензирование» на официальном сайте Россельхознадзора. Данный сервис интегрирован с ИС «Ирена», созданной для регистрации лекарственных средств и кормовых добавок.

За отчетный период при проведении контрольный (надзорных) мероприятий выявлено 14 нарушений лицензионных требований: осуществление деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), составлено 14 административных материалов, выдано 6 предписаний.

Также проводились совместные мероприятия с прокуратурой Волгоградской области и Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой по использованию животных в культурно-зрелищных целях (цирк, зоопарк). Выявлено 3 нарушения.

Должностными лицами Управления ведется работа в системе Цербер, в автоматизированной системе Меркурий, проводится работа в системе раннего оповещения (Сирано), а также размещается информация в интеграционной ведомственной информационной системе (ИВИС) о результатах рассмотрений административных дел.

Для доступа в систему ФГИС «Меркурий» зарегистрировано за отчетный период 223 предприятия (всего 7 748).

Должностными лицами Управления в сфере Государственного ветеринарного контроля и надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте осуществляется контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии на Государственной границе Российской Федерации (включая пункты пропуска через Государственную границу) и в местах совершения таможенных операций.

Поддержка и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение соответствия российской продукции требованиям регулирующих органов зарубежных рынков на сегодняшний день является одним из основных приоритетных направлений деятельности Россельхознадзора.

В связи с неоднократными выявлениями нарушений в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении партий отправляемых на экспорт товаров, хотелось бы остановиться на основных нарушениях, выявляемых при проведении контроля специалистами отдела при экспорте:

1.                Отсутствие предприятия-производителя, а также предприятия осуществляющего хранение экспортного товара в реестре экспортеров ИС «Цербер».

Так как Россельхознадзор, как уполномоченный орган в области ветеринарного надзора, обязан гарантировать безопасность экспортируемой продукции при проведении ветеринарной сертификации с 24.07.2017 г. введен в действие Реестр экспортеров ИС «Цербер», в который в обязательном порядке должны быть включены:

-                   производитель животноводческой продукции;

-                   животноводческие (птицеводческие) хозяйства всех форм собственности, осуществляющих (планирующих осуществлять) экспортные поставки убойных, племенных животных (свыше 5 голов), инкубационное яйцо и т.п.;

-                   предприятия по хранению и реализации кормов растительного происхождения (элеваторы, тока, хранилища, распределительные центры, склады и т.п.) для продуктивных животных (фуражное зерно, жмыхи, жомы и т.п.), в том числе микробиологического и химического синтеза и дрожжей кормовых.

Следует учитывать, что вид аттестационной деятельности и вид аттестованной продукции должен совпадать с отправляемым на экспорт товаром.

Также подлежат внесению в реестр предприятия, осуществляющие промежуточное хранение подконтрольных товаров.

Для внесения в соответствующий реестр ИС «Цербер» предприятия-производители, а также предприятия, осуществляющие промежуточное хранение товаров, должны пройти ветеринарно-санитарное обследование на соответствие требованиям страны-импортера. Управление Россельхознадзора совместно с должностными лицами Служб ветеринарии субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение данного обследования.

Процедура обследования и внесения в реестры информационной системы «Цербер» для хозяйствующих субъектов бесплатна и не несет значительных временных затрат.

Участникам ВЭД необходимо учитывать следующее: в случае отсутствия экспортера и предприятия-изготовителя экспортируемого товара в Реестре экспортеров ИС «Цербер», оформление грузов на экспорт производиться не будет, и данная продукция будет подлежать задержанию и возврату.

Дополнительно необходимо отметить, что предприятию-производителю и предприятию-экспортеру для поддержания положительного статуса в ИС «Цербер» необходимо в обязательном порядке участвовать в проведении федерального мониторинга.

2.                Невыполнение ветеринарно-санитарных требований страны импортера.

Порядок осуществления ветеринарного контроля (надзора) при вывозе подконтрольных товаров с таможенной территории ЕАЭС утвержден Решением Комиссии ТС от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в ЕАЭС». В соответствии с Порядком экспортер обязан соблюдать требования ветеринарного законодательства страны-импортера.

С ветеринарно-санитарными требованиями страны-импортера участник внешнеэкономической деятельности может ознакомиться на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит.» далее выбрав страну-импортера и подраздел «экспорт».

В случае отсутствия ветеринарных требований страны-импортера на официальном сайте Россельхознадзора специалист Управления вправе затребовать данные ветеринарные требования у экспортера. При предоставлении требований, экспортер несет ответственность за достоверность представленных требований.

3.     Отсутствие разрешения Россельхознадзора на вывоз.

В соответствии с установленными требованиями экспорт товаров, подлежащих ветеринарному контролю, осуществляется при наличии разрешения Россельхознадзора на вывоз. Разрешение Россельхознадзора на вывоз выдается государством-членом, с территории которого вывозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешение.

Выдача разрешений осуществляется с учетом эпизоотической ситуации места производства (хранения) подконтрольных товаров и при условии наличия предприятия или лица в Едином реестре экспортеров. Разрешения на вывоз не требуется на следующие виды товаров:

-                   поднадзорных товаров, вывозимых в государства - члены Евразийского экономического союза;

-                   домашних животных, которые вывозятся владельцами для личного пользования;

-                   кормовых добавок для кошек и собак, а также готовых кормов для кошек и собак в заводской упаковке;

-                   охотничьих трофеев и чучел, прошедших полную таксидермическую обработку;

-                   лекарственных средств для ветеринарного применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов для ветеринарного применения;

-                   кормов и кормовых добавок, не содержащих компонентов животного происхождения;

-                   водных биологических ресурсов российского производства, вывозимых без выгрузки на территории Российской Федерации;

-                   готовой пищевой продукции животного происхождения в заводской упаковке, меда и яйца пищевого.

Разрешение на вывоз можно получить в информационной системе «Аргус» в течение нескольких минут.

Для получения реквизитов доступа в систему «Аргус» хозяйствующему субъекту необходимо обращаться в ветеринарные службы субъектов РФ по месту нахождения предприятия экспортера.

4.     Отсутствие ветеринарных сопроводительных документов.

Ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние товара, эпизоотическое благополучие территории его происхождения и позволяет идентифицировать подконтрольный товар.

Ветеринарные сертификаты специалисты Управления выдают на основании ветеринарного свидетельства. Ветеринарные свидетельства в свою очередь выдаются уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.

При вывозе с территории Российской Федерации подконтрольные товары сопровождаются ветеринарными сертификатами форм N N 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l или форм, согласованных уполномоченным органом и компетентным органом страны-импортера, или форм, размещенных на официальных сайтах компетентных органов стран-импортеров.

При наличии соответствующих требований страны-импортера, допускается оформление экспортных ветеринарных сертификатов на товары, не включенные в Единый перечень товаров, по заявлению экспортера.

5.                Нарушение условий проведения лабораторных исследований в отношении товаров, отправляемых на экспорт, в лабораториях, не имеющих соответствующей аккредитации.

Ветеринарные сопроводительные документы оформляются на товары, предназначенные на экспорт только на основании лабораторных испытаний (исследований), проведенных в аккредитованных в национальной системе аккредитации испытательных лабораториях (центрах) по показателям установленным странной импортером.

Анализ правоприменительной практики Управления в сфере карантинного фитосанитарного контроля

Основными направлениями деятельности в сфере государственного фитосанитарного надзора (контроля) являются:

- осуществление Государственного фитосанитарного контроля и надзора в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и внутренних таможенных постах, находящихся в зоне деятельности Управления;

- исполнение государственной услуги по карантинной и фитосанитарной сертификации подкарантинной продукции;

- надзор за соблюдением нормативных правовых правил в области карантина растений, семеноводства сельскохозяйственных растений, а также обеспечения безопасности и качества зерна и продуктов его переработки.

В 3 квартале 2021 года должностными лицами Управления проведен мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Волгоградской областей на предмет выявления 40 видов карантинных объектов, в том числе 25 видов не зарегистрированных на территории Волгоградской области.

По результатам мониторинга увеличена карантинная фитосанитарная зона по ясеневой изумрудной златке, помимо территорий г. Волгограда и Среднеахтубинского района карантинный объект зафиксирован и в г. Волжский.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее – Федеральный закон №206-ФЗ) вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, которая может являться объектом распространения ясеневой изумрудной златки разрешается, если на такую подкарантинную продукцию имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Не допускается ввоз, вывоз, использование и реализация подкарантинной продукции, зараженной ясеневой изумрудной златкой.

При ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации необходимо обратить внимание на выполнение требований Единых карантинных фитосанитарных требований, предъявляемых к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 года № 157, целью которых является недопущение ввоза и распространения на таможенной территории Евразийского экономического союза карантинных объектов.

В соответствии с п. 8 указанных Требований, в графе «дополнительная декларация» фитосанитарного сертификата должно быть указано, что подкарантинная продукция произведена в зоне, местах и (или) участках производства, свободных от карантинных вредных организмов, указанных в настоящих Требованиях.

Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 206-ФЗ вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата, сопровождающего груз, в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.

Экспортируемые партии должны проходить проверку соответствия требованиям стран-импортеров, которые размещены в сети интернет на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит».

В настоящее время на территории Евразийского экономического союза, в который входят Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика действует Единый перечень карантинных объектов, утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 года № 158 «Об утверждении единого перечня карантинных объектов Евразийского экономического союза».

С 07.07.2021 года вступили в силу изменения законодательства Евразийского экономического союза, касающиеся внесения в список карантинных для стран-членов ЕАЭС объектов трех вирусов: вируса мозаики пепино, вируса коричневой морщинистости плодов томата и вируса пятнистого увядания томата. Новые требования прописаны в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 18.05. 2021 года № 54.

По результатам контроля (надзора) за соблюдением нормативных правовых норм в области карантина растений установлено, что собственниками, владельцами и пользователями подкарантиных объектв, допускаются такие нарушения как:

- нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками;

- вывоз подкарантинной продукции из карантинных зон без установления карантинного фитосанитарного состояния;

- транспортировка и хранение подкарантинной продукции, засоренной семенами карантинных сорных растений;

- не извещение территориального управления Россельхознадзора о доставке подкарантинной продукции и обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами.

Действующим законодательством, в частности ст. 15 Федерального закона № 206-ФЗ, установлено, что процессы производства, хранения, перевозки и реализации подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований.

Выпуск в оборот подкарантинной продукции, зараженной или засоренной карантинными объектами, ее хранение, перевозка, реализация и использование в качестве семян или посадочного материала не допускается.

Зараженная подкарантинная продукция может храниться и перемещаться только в целях проведения ее карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки способами, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, причем хранение в таких случаях осуществляется изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов.

Карантинное фитосанитарное обеззараживание - процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности. В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 206-ФЗ карантинное фитосанитарное обеззараживание проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания.

На официальном сайте Россельхознадзора размещена информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, получивших лицензии на право выполнения работ карантинного фитосанитарного обеззараживания www.fsvps.ru/fsvps/regLicensing/phyto/licenseReestr.html.

С 04.05.2020 года вступил в законную силу Приказ Минсельхоза России от 06.03.2020 года № 112, согласно которому юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, необходимо будет известить любым доступным способом территориальное управление Россельхознадзора о месте, дате посева и посадки, наименовании, количестве подкарантинной продукции, реквизитах фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата (при наличии) за пять рабочих дней до начала посева и посадки. Посев и посадка ввезенной подкарантинной продукции должны будут осуществляться под контролем Россельхознадзора и в соответствии с технологиями возделывания культур.

Напоминаем участникам ВЭД, осуществляющих ввоз продукции растительного происхождения, что действие отдельных специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 года № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, продлено до 31.12.2021.

В целях обеспечения безопасности зерна необходимо неукоснительное исполнение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» ТР ТС 015/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года № 874. Указанный Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на единой таможенной территории Таможенного союза требования к зерну и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации зерна.

Зерно, поставляемое на пищевые и кормовые цели, в соответствии с требованиями Регламента, выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Хозяйствующим субъектам, занимающимся выращиванием и реализацией зерна, необходимо:

- удостовериться в компетентности испытательной лаборатории (область аккредитации должна включать ТР ТС 015/2011, осуществлять деятельность по месту государственной регистрации); реестр аккредитованных испытательных лабораторий размещен на официальном сайте Росаккредитации https://fsa.gov.ru; единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации размещен на официальном сайте Росстандарта https://www.rst.gov.ru;

- в заявке на исследования (испытания) в целях подтверждения качества и безопасности зерна требованиям ТР ТС 015/2011 указать полный перечень исследований в соответствии с исследуемой культурой, в том числе на ГМО, согласно пп. 1-4 ст. 4 ТР ТС 015/2011 (приложение № 1,2,3,4,5,6 к техническому регламенту ТР ТС 015/2011);

- удостовериться в том, что правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для исполнения требований и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции применены в соответствии с перечнем стандартов согласно п. 2 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна».

Каждая партия поставляемого зерна при его выпуске в обращение сопровождается товаросопроводительными документами, которые должны содержать информацию о декларации о соответствии партии зерна требованиям настоящего технического регламента.

С 21.06.2021 года вступили в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2021 года № 934 «Об утверждении Правил принятия национальным органом по аккредитации решения о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в результате их деятельности», № 936 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными».

Постановление Правительства от 19.06.2021 года № 935 вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 года № 1856. Для удобства граждан и бизнеса документ устанавливает единый порядок формирования и ведения реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Постановление также устанавливает правила определения с помощью утвержденной Росаккредитацией политики максимального количества сертификатов, выдаваемых органами по сертификации. Реализация постановления направлена на повышение уровня безопасности продукции, которую покупают российские граждане, а также цифровизацию сферы аккредитации.

В области семеноводства сельскохозяйственных растений установлены факты ввоза партий семян с маркировкой, не отвечающей требованиям Российской Федерации; несоблюдение условий хранения семян, нарушение правил реализации и транспортировки партий семян и общие требования к маркировке.

Федеральным законом от 17.12.1997 года № 149 «О семеноводстве», определены обязательные требования при производстве, транспортировке и реализации семян сельскохозяйственных растений. Запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства.

Запрещается ввозить и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.

Допускается ввоз и реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию и, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 15 Федерального закона № 206-ФЗ ввоз семенного и посадочного материала на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2018 года № 128.

Для подачи обращений необходимо использовать специализированный модуль «Аргус-Фито» на главной странице официального сайта Россельхознадзора.

С 01.07.2021 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ, положениями которого урегулированы отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Приоритетным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ, является проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).

В силу закона, в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, объекты государственного контроля на основании сопоставления их характеристик с критериями утвержденными Положениями о федеральном государственном контроле отнесены к категориям риска.

Так в сфере государственного карантинного фитосанитарного контроля 229 объектам присвоены категории риска (223 - среднего, 6 - умеренного риска), в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна присвоена категория риска 14 объектам (4 - высокая, 10 - средняя) и 40 объектам в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (28 - значительного, 12 - среднего).

Подробная информация размещена в разделе «Открытые данные» сайта Управления.


Отзывы о докладе




Оставить отзыв
Нажимая кнопку Отправить, я даю согласие на обработку персональных данных
Спасибо, ваш отзыв отправлен!